Суббота, 21 декабря
Меню

Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 46
Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)
фото автора

Часть 5. Город, где изобрели красоту

Мы все ждем, что станет мир добрее.
Мир спасет, конечно, красота —
В Дрезденской картинной галерее
Ты поверишь в это навсегда.
Выстроились здания вдоль Эльбы
И мосты склонились над рекой.
Дрезденские сказочные эльфы
Охраняют города покой.

Это вовсе не преувеличение.

Дрезден – действительно город, где «изобрели красоту», и связано это с именем Иоганна Иоахима Винкельмана.

Кто он такой?

Если коротко, то Винкельман — немецкий историк искусства середины XVIII века, основоположник научного изучения античного искусства и археологии, получивший прозвище «отца» искусствознания.

Вдумайтесь – не абы кто, а сам Отец искусствознания! Такое определение дорогого стоит, не правда ли?

Вообще Винкельман персонаж весьма любопытный, и стоит уделить ему толику времени.

Родился он 9 декабря 1717 года в городе Штендаль в Германии. Сын бедного сапожника, учился Иоганн главным образом самостоятельно, по книгам. Несмотря на крайне скудные материальные средства, в 1735-1736 годах он все же смог посещать Гимнасиум в Берлине.

До 30 лет Винкельман подрабатывал домашним учителем в богатых домах Дрездена: преподавал древнееврейский, греческий и латинский языки, математику, геометрию и логику. В 1748 году получил хорошо оплачиваемую должность библиотекаря у местного графа фон Бюнау, а вместе с ней — неограниченный доступ к трудам по классической философии и эстетике. В библиотеке графа было около 40 000 томов, и Винкельман запоем читал Гомера, Геродота, Софокла, Ксенофонта, Платона, Вольтера и Монтескье. Ко всему прочему он стал вхож в общество выдающихся художников и писателей.

В Дрездене находилась одна из самых крупных европейских коллекций древностей, которая произвела на Винкельмана неизгладимое впечатление. Он имел возможность видеть и изучать собранные там памятники искусства и старины. Именно тогда Винкельман проникся горячею любовью к классической древности.  Сокровища из коллекции пробудили в нем интерес к классическому искусству, который углублялся знакомствами с художниками, в частности — с живописцем Адамом Фридрихом Эзером, его будущим другом.

В 1754 году Винкельман поселился в Дрездене в доме Эзера с целью научиться у художника рисунку и основам живописи. В свою очередь, Эзер со временем стал убеждённым сторонником идей Винкельмана по возрождению эстетических идеалов античного искусства…

Величайшей заслугой Винкельмана явилось то, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики.

По сути, он поднял историю искусства на новый уровень. Отойдя от описания жизни художников и выполненных ими заказов, Винкельман попытался провести систематический стилистический анализ произведений искусства. Он первым разработал методы теории искусств, тем самым фактически создав эту научную дисциплину, а также заложил основы классической археологии. 

Увлечённость Винкельмана археологией была всепоглощающей, его воздействие на умы – огромным. Сейчас уже трудно вообразить, что до него определение возраста археологической находки представлялось чем-то крайне затруднительным. Он также первый вывел закономерности развития художественного стиля путём сравнения статуй, созданных в различные периоды античности, и таким образом впервые поставил исследование произведений искусства на научную основу.

Вообще ради служения своему идеалу Винкельман был готов на всё. Чтобы иметь возможность работать в Италии и в Ватикане, он — протестантский богослов — перешёл в католичество, оставаясь при этом в целом равнодушным к христианской религии; современники отмечали, что он никогда не крестился, заходя в храм.

Отважившись на перемену вероисповедания, Винкельман оказался в Риме, где с головой ушёл в изучение античного наследия. Там он составлял каталоги крупнейших частных коллекций, изучал только что освобождённые из-под пепла Геркуланум и Помпеи, написал фундаментальную «Историю античного искусства», которая моментально стала и учебником, и бестселлером, поскольку не просто походя совершала революцию в науке, но вдобавок была написана великолепным, ясным, образным языком.

Строго говоря, Винкельмана в свое время считали «книжным учёным», который, несмотря на участие в археологических изысканиях, изучал искусство умозрительно, по литературным источникам и на основе собственных, весьма субъективных, ощущений и представлений. Многие идеи Винкельман не чурался обсуждать во время бесед со своим друзьями-художниками, прислушиваясь в том числе и к их мнению.

Тем не менее, в образованном обществе Винкельмана уже при жизни называли гением, чему он сам нисколько не противился. Гегель полагал, что «его надо считать одним из тех, кто сумел в сфере искусства изобрести новый орган для человеческого духа». Его влияние испытали Гёте, Шлегель, Лессинг и многие другие теоретики искусства, а его эстетические теории до сих пор остаются основой искусствознания как науки.

В 1805 году Иоганн Вольфганг фон Гёте издал сборник писем Винкельмана и статей о нём под названием «Винкельман и его век», в котором отметил, что после публикации переводов «Истории античного искусства» на многие европейские языки «весь читающий мир проникся идеями Винкельмана».

Правда, жизненный путь самого Отца искусствознания завершился не слишком удачно.

В Италии Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Тот, заметив у Винкельмана коллекцию медалей и монет (как позднее выяснилось не имевших значительной ценности), вошёл к учёному в доверие, притворившись любителем искусства. И 8 июня 1768 года в Триесте, где Винкельман остановился на несколько дней, намереваясь сесть на корабль до итальянского города Анконы, Арканджели заколол учёного кинжалом прямо в постели и похитил его имущество.

Впоследствии по приговору суда убийца был казнён (колесован).

Продолжение следует…