Часть 2. Флоренция на Эльбе
Отнюдь не случайно над Дрезденской академией изобразительных искусств появилась в свое время знаменитая крылатая фигура. Вообще-то многие гости столицы Саксонии, увидев издалека эту фигуру на куполе академии, думают, что над городом парит золотой ангел. Однако на самом деле это не ангел, а Фама — греческо-римская богиня молвы и сказаний, которой в Афинах был посвящён алтарь и которая упоминается уже у Гесиода и Гомера (в «Илиаде» и в «Одиссее»). Именно от этого имени происходят известные прилагательные: английское «famous» и немецкое «famos».
Дрезденская академия изобразительных искусств была основана еще в 1764 году, а здание на берегу Эльбы возвели в 1887-1894 годах в стиле историзма (историзм в архитектуре — это стиль, возникший в XIX веке и длившийся до 1914 года, на основе возросшего интереса к прошлому). Здание украшают, помимо Фамы, много других фигур и барельефов. Среди них – Сфинкс и Пегас, Амур и Фантас, богини судьбы Мойры, а также поэты, философы, художники: Данте, Еврипид, Гомер, Софокл, Гете, Рубенс и много других небезызвестных личностей.
Иоганн Вольфганг фон Гёте когда-то написал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Его несложно понять – Дрезден издавна считался одним из красивейших городов мира.
Его история началась более восьми столетий назад, когда Саксония была независимым королевством, а расцвет пришелся на времена, когда эти земли назывались замысловатым словом «курфюршество». В XVII–XVIII веках город являлся резиденцией саксонских князей-курфюрстов и одной из культурных столиц Европы. Именно тогда Дрезден обрел свой знаменитый царственный облик. В немецкой литературе за ним прочно закрепилось название «Флоренция на Эльбе».
Но знаменитый итальянский город на реке Арно прославился скорее как колыбель Ренессанса, а вот его «побратим» на Эльбе стал своего рода эталоном стиля барокко. Построенный как единый городской ансамбль, дрезденский Альтштадт (Старый город) — само воплощение барокко, для архитектуры которого характерны развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, пространственный размах и одновременно слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Если архитектура, согласно все тому же Гёте, это застывшая в камне музыка, то Альтштадт — одна из величайших в мире каменных симфоний.
Впервые Дрезден заслужил сравнение с Флоренцией в 1802 году, когда немецкий историк искусства Иоганн Готфрид Гердер в своей «Адрастее» (в древнегреческой мифологии Адрастея — богиня, дочь Зевса и Фемиды) назвал Дрезден с его художественными собраниями «немецкой Флоренцией».
Благодатная художественная атмосфера привлекала сюда многих творческих людей, воспринимавших город как единое произведение искусства.
«Тут вдруг открылся мне Дрезден на большой долине, по которой течёт кроткая Эльба. Зелёные холмы на одной стороне реки, и величественный город, и обширная плодоносная долина составляют великолепный вид…
Дрезден едва ли уступает Берлину в огромности домов, но только улицы здесь гораздо теснее… После картинной галереи и зелёной кладовой третья примечания достойная вещь в Дрездене есть библиотека, и всякий путешественник, имеющий некоторое требование на ученость, считает за должность видеть её, то есть взглянуть на ряды переплетенных книг и сказать: «Какая огромная библиотека!»
(Николай Карамзин, «Письма русского путешественника», 12 июля 1789 г.)
За рубежом Дрезден был хорошо известен своими памятниками архитектуры, великолепными собраниями живописи и других произведений искусства. В большинстве зданий Альтштадта и сегодня размещаются музеи Государственных художественных собраний. В Цвингере, например, где «прописана» легендарная Галерея старых мастеров, можно увидеть «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Шоколадницу» Лиотара, полотна Рубенса, Тициана, Вермеера и прочих великих.
(Кстати, по поводу «Сикстинской Мадонны»… Трудно поверить, но когда-то она не имела особой ценности и вплоть до середины XVIII века висела себе спокойно в одном из провинциальных храмов Италии — пока её не обнаружил тонкий ценитель искусства саксонский курфюрст Август III. В 1754 году он включил «Сикстинскую Мадонну» в коллекцию, составившую ядро нынешней Галереи старых мастеров; согласно легенде, курфюрст по прибытии в Дрезден приветствовал картину в тронном зале, восклицая: «Вот место, отведённое судьбой для великого Рафаэля»).
В парадных залах Дрезденского замка-резиденции располагаются Гравюрный кабинет с выдающейся коллекцией графики, Нумизматический кабинет, Оружейная палата с Турецким залом, хранящим одно из наиболее значительных собраний османского искусства за пределами Турции, а также «Зеленые своды» — самая богатая в Европе коллекция драгоценностей, собранная саксонскими курфюрстами из рода Веттинов. Кстати сказать, в 2019 году ограбление этой сокровищницы стало мировой сенсацией — стоимость пропавших ценностей составила более 1 миллиарда евро! К счастью, похитителей нашли, и в 2022 году большая часть украденного вернулась в музей.
Альбертинум – еще один музей изобразительных искусств, расположенный в одноимённом здании эпохи неоренессанса; когда-то здание использовалось как арсенал, но впоследствии было перестроено. Находится музей на восточном краю великолепной террасы Брюля. В Альбертинуме представлены фонды Галереи новых мастеров, охватывающие период с конца XIX века до наших дней, и та самая коллекция скульптур, что вдохновила Ивана Цветаева на создание музея, который известен сегодня как Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Музеям Альтштадта есть чем удивить и завсегдатаев, и новых посетителей. В казематах музея-крепости под живописной террасой Брюля не так давно запустили мультимедийные туры. А в Цвингере работает галерея виртуальной реальности Zwinger Xperience, позволяющая совершить путешествие в прошлое. Всего же в Дрездене более 50 музеев, в том числе плавучий — крупнейшая в мире коллекция старинных пароходов, многие из которых совершают круизы по Эльбе.
Продолжение следует…