Знаковое событие в павлодарской филармонии – симфонический оркестр первым в мире исполнил новое произведение «Way of Nomads» («Путь кочевника»). Автор – молодой, но уже известный казахстанский композитор Данияр Бержапраков. Фантазию он специально написал для этого концерта. В программе также прозвучали бессмертные сочинения Людвига ван Бетховена и Петра Ильича Чайковского, а гостями вечера стали талантливые молодые музыканты – дирижер Аршат Шарип и пианист-виртуоз Адлет Сексенов. Между тем основатель оркестра, маэстро Болат Рахимжанов, все это время оставался за кулисами и наблюдал за происходящим на сцене и реакцией зрительного зала.
Мечты сбываются
Для выпускника Павлодарского музыкального колледжа и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, лауреата международных конкурсов Аршата Шарипа это первый опыт выступления с оркестром Рахимжанова. Как позже признался в интервью «НЖ» 28-летний музыкант, он давно об этом мечтал и получил огромное удовольствие.
«Этот концерт для меня особенный. Во-первых – программа сложная, можно сказать, монументальная. И я впервые выступаю на родной земле с симфоническим оркестром филармонии. Чайковский, Бетховен — и все в один вечер. Во-вторых – премьера нового произведения. Оно ещё нигде не исполнялось, и композитор Данияр Бержапраков по моей просьбе написал ее специально для исполнения на этом вечере. Думаю, что его фантазия сегодня прозвучала великолепно. И тут дело не во мне, речь о композиторе и о коллективе. Потому что эти певучие мелодии, эти игры номадов, вторая часть в быстром темпе, финал чудесный — оркестр прочувствовал, что хотел сказать композитор и прекрасно передал все эмоции зрителю», — восхитился молодой дирижер.
Аршат Шарип родился в 1996 году в селе Бобровка Качирского района. Сейчас живет в Алматы, одновременно преподает в консерватории и в музыкальной школе для одаренных детей им.А.Жубанова. За его плечами – участие в престижных международных конкурсах и выступления со многими именитыми коллективами. Однако, по его словам, ему еще никто не давал столько хороших практических советов как во время подготовки этого выступления в павлодарской филармонии.
«Наш маэстро Болат Сагатович – это потрясающий человек и учитель от бога. До этого проекта я не был с ним знаком. Конечно, ходил на его концерты, когда еще учился в колледже, но в качестве обычного зрителя. И вот по воле судьбы пригласили выступить в родном городе. Болат Сагатович как маэстро, как мастер своего дела помогал всецело: давал такие советы, которые мне никто в мире не дал бы: по дирижерской технике, по пластике, по звучанию. Есть такое слово: «Вау!» Он просто подходит и говорит: «Сделай движение пальцами вверх». Пиццикато вверх, а я делал ученически, внизу. И вдруг совсем иной звук, оркестр бах, и полетел. Говорю: «Вау! Болат Сагатович!» И таких, как сейчас модно говорить, лайфхаков, от него было очень много. От всей души благодарен Болат Сагатовичу! Благодарен, что есть такой классный оркестр, есть такие мастера у нас в Казахстане. А Болат Сагатович — мастер международного уровня!» — счастлив молодой дирижер.
Это написал не ИИ
Продолжительность фантазии «Путь кочевника» — чуть больше 10 минут, она состоит из трех частей: «Пробуждение степи»; «Игры номадов»; «Песнь любви». Зрители, в числе которых было немало деятелей искусства, в том числе профессиональные музыканты, достаточно высоко оценили представленную композицию и конечно, исполнительское мастерство артистов. Кто-то даже сравнил «Путь кочевника» с завораживающими мелодиями из зарубежных фэнтези и масштабных диснеевских мультфильмов.
«Специально пришла на этот концерт, чтобы посмотреть на молодых музыкантов, послушать новую композицию. И ни на секунду не пожалела, напротив, получила массу приятных эмоций. Слушая такую музыку, действительно мысленно погружаешься в какую-то сказку, визуально представляешь наши бескрайние степи, красивые горы и белоснежные юрты. Сначала природа пробуждается, потом эти динамичные ноты на играх кочевников, а какой мелодичный получился финал!», — поделилась своим авторитетным мнением известный музыкант и педагог, заведующая отделением струнных инструментов Павлодарского музыкального колледжа, скрипачка Яна Касьян.
Постоянные зрители филармонии также очень тепло отозвались об этом концерте, отметив прекрасную возможность для знакомства с современным искусством Казахстана.
«Всегда с большой радостью прихожу сюда, так как являюсь поклонником нашего симфонического оркестра. А в этот раз вообще был в восторге, потому что Бетховен и Чайковский – мои любимые композиторы. Увертюра к трагедии «Эгмонт» и фортепианный концерт Чайковского – это шедевры. И неожиданное ощущение получил от премьеры произведения нашего молодого казахстанского автора «Путь номадов». Это действительно заслуживает того, чтобы называться мировой премьерой. Оригинальная музыка, хоть произведение не такое большое, но впечатлило всех. Я уже побеседовал с некоторыми зрителями, они тоже такого же мнения. Радуешься за такую талантливую молодежь, которая поддерживает и развивает культуру не только в Казахстане, но и во всем мире», — отметил житель Павлодара и меломан Александр Абраменко.
Как заметили специалисты, сейчас стало модно, когда музыку пишет искусственный интеллект: сделал наброски, задал тему, – компьютер сам выдает готовый материал. Тут же видно, что автор – это живой человек, потому что мелодия полна чувств, которые никакая машина не сможет передать.
Когда эмоции зашкаливают
Пианист Адлет Сексенов в Павлодаре впервые. Он, как и его коллега и друг, дирижер Аршат Шарип – выпускник консерватории им. Курмангазы.
«Концерт Чайковского — это очень серьезная музыка, одна из визитных карточек многих пианистов. Поэтому я готовился к этому концерту почти полгода. В Астане и Алматы, понятно, концертов много, а в других регионах реже. Поэтому для музыкантов важно ездить в регионы, чтобы зрители слушали хорошую музыку. Чтобы люди культурно обогащались. Хочу поблагодарить за теплый прием. Музыканты большие профессионалы, сам Павлодар понравился, зрители интеллигентные и отлично ориентирующиеся в классической музыке. Акустика в зале отличная, и рояль у вас просто великолепный», — уже после выступления сказал молодой пианист Адлет Сексенов.
Особое отношение павлодарцев к высокому музыкальному искусству отметил и молодой дирижер.
«Не во всех регионах страны есть симфонические оркестры. Совсем недавно в Кызылорде открыли, закупили потрясающие инструменты, большой концертный зал построили. А в Павлодаре это все уже есть. И ты с гордостью говоришь: «А в Павлодаре есть, и рояль стоит «Steinway», и концертный зал с потрясающей акустикой». Конечно, хотелось бы ещё, я не знаю, к кому обращаться, к правительству, или к кому: еще один концертный зал, потому что зрителей много, которые хотят попасть на такие программы. Поэтому было бы здорово, если бы концертный зал был побольше, с современной акустикой. Потому что зритель есть, который хочет ходить на такие концерты», — считает Аршат Шарип.
Впрочем, буквально за два дня до этого выступления в СМИ появилась информация, что акимат области рассматривает строительство в Павлодаре конгресс-холла на 1250 мест. Он может появиться в районе нового микрорайона «Достык».
«Я живу в Павлодаре, родилась в этом городе и постоянно слежу за концертами симфонического оркестра. Здесь такая душевная атмосфера, публика любит наших музыкантов, и всегда интересно открывать новые имена. Потрясающий концерт! Действительно, все было «Вау!» Не только это выступление, все концерты оставляют хорошие впечатления, хочется еще и еще приходить. Потому что это такая отдушина в нашей суетной жизни, возможность прикоснуться к прекрасному, послушать, подумать», — признательна музыкантам жительница Павлодара постоянная зрительница филармонии Елена Робертовна Шашерина.
Концерт в филармонии, как всегда, собрал полный зал зрителей. А на сцене в составе симфонического оркестра, в том числе, играли и несколько студентов старших курсов музыкального колледжа. Таким образом маэстро Болат Рахимжанов дает ребятам шанс проявить себя, и это действительно здорово, когда есть преемственность и наставническая школа.