Вторник, 3 декабря
Меню

«Джудит» от Левицкого. Особый случай

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 155
«Джудит» от Левицкого. Особый случай
Фото предоставлено театром им. Ж. Аймаутова

Новый культурный сезон в Павлодаре не перестает радовать, восхищать и удивлять одновременно. Творческие коллективы, борясь за любовь и внимание зрителя, за собственный имидж, словно наперегонки обновляют репертуарный план. А тут еще заметно активизировались гастролеры, в том числе из соседней России. Соцсети пестрят яркими афишами. На фоне этой гремучей смеси постановка аймаутовской труппы — случай особый. «Трудно быть Джудит» не просто ломает стереотипы и устоявшиеся театральные традиции. «Спектакль-шоу» — назвали его авторы, но каковым на самом деле он, как мы считаем, не является, — бросает смелый вызов всему нашему обществу.

Сказка для всей семьи или хоррор на злобу дня?

Премьера постановки состоялась вечером 26 ноября. Услышав имя режиссера, а познакомились мы с Сергеем Левицким еще год назад, на репетиции нашумевшего «Ричарда III», — нас не покидало желание попасть на генеральный прогон. Заранее позвонили и, получив добро, отправились созерцать. Признаемся честно – реальность превзошла ожидания: вместо шоу или доброй сказки для всей семьи получился некий хоррор на злобу дня. Не такой уж и страшный, как американские фильмы ужасов, но все равно жутковатый.

«С этим романом я познакомился, ещё будучи в России: искал какой-то материал, который был бы с одной стороны, как бы детский, а с другой, — затрагивал крайне сложные философские житейские вопросы. Чтобы по двум каналам сразу работала история: дети могли посмотреть на жизнь глазами взрослых, и наоборот. Много чего перечитал, искал, ничего не подходило, и вот наткнулся на роман «Самая прекрасная земля на свете». Грейс Макклин написала его относительно недавно, и это автобиографическая история ее собственной семьи», — пояснил режиссер.

Сергей Левицкий почти целиком переписал материал и сделал собственную инсценировку. И если в романе сюжет закручивается вокруг отца — религиозного фанатика и его дочки, которая в силу своего возраста «зеркалит» поведение взрослых сектантов и тоже верит в скорый Армагеддон, то в постановке Левицкого ничего подобного нет. Адепты не ходят по домам, не стучатся к людям, призывая к смиренью. Только отец, занятый работой на заводе и какими-то документами, и дочь, живущая в мире иллюзий и фантазий. Мать давно оставила семью.  

«Здесь не только о детском одиночестве, не только об одиночестве взрослого человека, потерявшего любимого человека, самого себя и смысл жизни. Тут важный момент, когда ты вдруг решил создать свой альтернативный мир. Каково это — быть «богом»? Что это значит? Где ты можешь, якобы создавая идеальный мир, своими действиями сделать для кого-то этот мир не идеальным, суровым, чужим. Когда ты можешь в этот мир поселить зло. И это зло начнет разрушать твой собственный мир. Это вопрос ответственности: когда ты совершаешь какой-то поступок, ты обязан думать и о других. Как это отразится на их судьбах? Это одна из центральных тем спектакля», — раскрывает философию своей новой постановки Сергей Левицкий.

Новый опыт и повод задуматься

Растущая конкуренция в творческой среде – благо для публики. И то, что в Павлодаре сейчас работает такой режиссер как Левицкий — большая удача для всех. В прошлом сезоне был его «Ричард III», который буквально перевернул сознание и показал, что театр действительно не имеет границ, и вот новое потрясение для публики. Играющий роль отца Джудит актер Руслан Ныгман говорит, что тема спектакля затронула и его родительское сердце.

«Мы же порой неправильно расставляем акценты: работа оказывается в приоритете, а семья, истинно близкие тебе люди – отходят на второй план. Сам начинаю задумываться и понимаю, что, может, мало уделяю внимания родным. Мне дочь недавно говорит: «Папа, когда мы пойдем на танцы?». А я с утра до вечера в театре. После премьерных дней нужно срочно исправлять ситуацию. Нельзя упускать время, потому что потом этого момента будет уже не вернуть», — поясняет отец четверых детей Руслан Ныгман, которому идеально подошла новая роль.    

Саму Джудит в спектакле исполняет молодая актриса Дильназ Киятова. В ее профессиональной актерской карьере — это первая большая роль. Причем сразу в такой неординарной постановке. А в театре она всего два года.

«Даже во сне не представляла, что главный режиссер предложит именно мне такую ответственную миссию, сыграть Джудит. Я вообще никогда не видела подобных постановок с клоунадой, танцами и с таким философским содержанием вперемешку. Настоящая молодежь оторвана от родителей. Соцсети, учеба, работа, досуг — каждый занят своей жизнью. Я сама мечтала жить отдельно от родителей и, когда стала студенткой, считала себя самой счастливой. Теперь живу далеко от семьи, скучаю по ним. Оказывается, людям нужно время, чтобы все это понять. Хочется вернуться в детство, снова почувствовать объятия и любовь близких, но ты уже совсем взрослый и самостоятельный человек», — делится своими впечатлениями и переживаниями молодая актриса.

Все действо происходит в одной комнате с огромным книжным шкафом на пол-стены, откуда то ли во сне, то ли наяву в этот мир пробираются странные персонажи. Все эти клоуны с ужасающими масками на лице, несуразной речью и акробатическими представлениями, черный ворон и второй «добрый» папа Джудит в качестве конферансье, — как иллюстрация сложного устройства нашей реальности. Одни хозяева жизни, другие – марионетки в чужих руках. А молодежь и детей страшными масками уже не напугаешь, персонажи их любимых мультсериалов и аниме куда ужаснее.

Какая жизнь, такие и маски

Кто-то может сказать, что в спектакле слишком много цирковых движений и громкой музыки. Сначала нам тоже так показалось, но, переосмыслив сюжет, становится понятно, что иначе бы пазлы не сложились. Не будь всего этого, пропала бы и та психоэмоциональная окраска, которая и делает особой эту постановку.

«Смешение разных жанров и стилей – это всегда хорошо. У меня роль клоуна, и мы очень много двигаемся в течение всей постановки. Есть разные движения, в том числе акробатические элементы. За это спасибо режиссеру по пластике Игорю Григурко, который специально работал с нами, и многому научил. У всех клоунов маски и огромные ботинки, это, конечно, затрудняет движение, но мы все отработали и уже привыкли», — отметил актер театра выпускник эстрадно-циркового колледжа им. Ж.Елебекова, 23-летний Жасулан Амирхан.

В роли еще одного колуна и ассистента режиссера одновременно выступил другой молодой актер Темирлан Мукатай.

«Для нашей труппы – это совершенно новый творческий подход, абсолютно новая вершина. Всей команде было интересно наблюдать за процессом зарождения спектакля. И тема непростая, и в физическом плане тоже было непросто. Но мы справились», — считает Темирлан Мукатай.

Еще одна важная деталь в любом спектакле – декорации. Здесь их немного, зато каждый предмет интерьера несет свою функциональную нагрузку. Нас поразило то, как умело сконструирован огромный книжный шкаф, откуда периодически и появляются мистические персонажи, и настенные часы, отсчитывающие волшебные минуты. Ворон и вовсе невеселые маски на лицах клоунов – отдельная тема. Вот какое объяснение дает режиссер:

«… В какой-то момент то, что тебе кажется каким-то условным раем, превращается в некий условный ад. Когда вдруг за неким блеском, некой мишурой и иллюзией счастья вдруг прорастает быт. И какие-то самые элементарные потребности в тепле, сытости, быть защищённым «по пирамиде Маслоу» (теория человеческой мотивации Абрахама Маслоу, — «НЖ»), вдруг эти клоуны от абсолютного счастья превращаются в абсолютное зло. Вот такие маски», — объясняет режиссер, вновь погружая нас в философию своего спектакля.

Мы поговорили с актерами, послушали мнения специалистов, опросили первых зрителей. В итоге у нас так и остался открытым вопрос: к какому жанру вообще можно отнести этот спектакль? Ясно одно, что эта очень дерзкая постановка, которая действительно стала событием в театральном искусстве не только Павлодара, но и всей страны. По крайне мере ничего подобного на профессиональной казахстанской сцене еще не было. Это мнение высказал и театральный критик, который специально приехал в наш город, чтобы посмотреть очередное творение Левицкого и его труппы.  

Илья Отрада