Воскресенье, 24 ноября
Меню

Российские балалаечники пришли в восторг от молодых павлодарских коллег

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 190
Российские балалаечники пришли в восторг от молодых павлодарских коллег
Молодые музыканты со своим учителем Виталием Жидковым. Фото и видео предоставлено филармонией им.Исы Байзакова и музыкальным колледжем

В музыкальном колледже с большим успехом прошел концерт «Ай да балалайка!» с участием студенческого оркестра русских народных инструментов и ведущих артистов филармонии. Заслуженный деятель Казахстана, маэстро Виктор Денисенко, на этот раз пригласил солировать известных балалаечников из Новосибирской области. А организовать выступление получилось благодаря усилиям областной филармонии им. Исы Базакова и колледжа, которые много лет вместе реализуют проект «Самға» по поддержке талантливой молодежи. Второе направление – международный проект «Жас Екпін» для помощи в организации гастролей студентов колледжа.

Уже после концерта мы встретились с героями вечера. Гости из Новосибирска не скрывали восторга от таланта и уровня подготовки молодых казахстанских коллег. 

Поняли друг друга с полутона

Первые афиши об этом концерте появились еще месяц назад, а вот на совместную репетицию оркестра, вокалистов филармонии и гостей из Новосибирска было отведено всего полтора дня. Несмотря на крайне сжатые сроки, молодые павлодарские музыканты и профессиональные балалаечники из соседней страны поняли друг друга с полутона.

«Прекрасный оркестр, и достаточно чуткий. И для ребят это большой подвиг, потому что программа сложная. Мы подобные вещи обычно играем с профессиональными академическими коллективами и, порой, на работу уходит много времени. Когда ехали в Павлодар, понимали, что у нас ограниченное время, всего лишь полтора дня для репетиций, а объем работы большой. И знаете, была некоторая тревога: успеем мы сделать то, что хочется. А когда на второй день репетировали, увидели, что ребята сделали все так, как мы просили: о темпах, о характере, это все было слышно в звуке. Оркестр перспективный, интересный, внимательный. Это большая ценность — такой коллектив, большое спасибо им за отзывчивость!», — выразил признательность лауреат многочисленных премий, солист русского академического оркестра Новосибирской филармонии Вадим Шелепов.

Дуэт балалаечников из Нвосибирска покорил зал искуссной игрой

Программа получилась разнообразной – от русских народных мелодий до классических произведений, старинных романсов и сочинений современных авторов. Зрители даже услышали джазовые нотки и кантри.   

«Честно скажу, не ожидал такой встречи от зала. Знаете, у нас в Новосибирске зрителя бывает трудно раскачать. Порой это происходит ближе к финалу. Что уж говорить, избалованная публика. А тут с первой ноты получаешь отклик и понимаешь, что есть контакт, и дальше играешь с удовольствием. А если люди тебя понимают, то и волнение исчезает. Значит, в Павлодаре воспитанный, искренний и благодарный зритель. Конечно, на сцене всегда бывают какие-то шероховатости, и у нас не без этого, а когда зритель с пониманием относится, воспринимает искренне — это очень здорово», — в свою очередь поблагодарил зрителей народный артист России, доцент кафедры народных инструментов Новосибирской консерватории им. Глинки Андрей Гуревич.

Хороший шанс заявить о себе

Концерт начался с волшебной фантазии Малярова «Динь – динь-динь». На вибрафоне солировал студент колледжа, лауреат международных и республиканских конкурсов Болат Шынгыс. Он сейчас единственный в Павлодаре молодой музыкант, который так виртуозно владеет игрой на этом инструменте.

Мастер игры на вибрафоне Болат Шынгыс

«Мы с ним неразлучны уже четыре года. Люди считают, что он редкий, но я бы так не сказал. Может, просто не так часто видят на концертах. А вообще, я играю не только на вибрафоне. У него есть собратья – это маримба, ксилофон, колокольчики. Когда надо, играю на них. А в основном — на ударной установке. Особенность вибрафона в том, что у него дольше звучание идет. У него есть моторчик, который крутит вентили внутри труб, вибрирует, поэтому и называется «вибрафон». Мне было приятно выступать на этом концерте. После колледжа хочу продолжить образование в Казахском национальном университете искусств, продолжать свое дело и развивать свои умения», — немного рассказал о себе талантливый парень.

За дирижерским пультом Анэль Шевчук

Право солировать на этом концерте получили еще несколько молодых людей. Среди них – студент второго курса, вокалист Константин Ерёменко, который исполнил «Вечерний вальс» нашего земляка, именитого ученого-музыковеда Наума Шафера. Этот романс он написал в конце 40-х годов, в возрасте всего 16 лет. Голос Кости Ерёменко – баритон. Он ничего не видит, но это не мешает ему учиться и стремиться вперед. На этом вечере, сменяя друг друга, на дирижерский пульт взошли артисты ансамбля «Лад» областной филармонии Анэль Шевчук и Виталий Жидков. Концертную работу оба совмещают с преподавательской деятельностью в колледже.   

Студент Константин Еременко исполнил произведение профессора Наума Шафера

«Впечатления восхитительные, просто замечательные. Шикарные гости, одно удовольствие играть с ними на одной сцене. Хотя я баянист, но в этом году поступила в магистратуру в Барнауле на дирижера. А мой преподаватель — заслуженный артист России Рустам Дильмухаметов. Он большой профессионал и очень требовательный человек, поэтому мне было крайне важно участвовать в этом концерте, проверить себя, получить опыт и новые эмоции», — поделилась впечатлениями Анэль Шевчук.

Почему в Сибири все реже играют на балалайке?

В интервью для «НЖ» гости из Новосибирска поделились своим мнением о развитии балалаечного искусства в России. Андрея Гуревича и Вадима Шелепова можно назвать альтруистами, которые сейчас стараются возродить интерес к инструменту у молодежи Сибири.

«Исторически так сложилось, что основными балалаечными центрами были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов. У нас в Сибири с этим есть серьезные проблемы. Даже в музыкальных школах Новосибирска, а их 33, по пальцам можно пересчитать, где есть классы балалайки. А по 30 районам тоже — раз-два и обчелся. Мы с Вадимом Валериевичем в меру своих сил стараемся как-то это развивать, ездить, популяризировать. Главная причина – кадровая. Хоть на вид балалайка простенькая, но на самом деле это серьезный инструмент, требующий проработки приемов. Если вы следили на концерте за правой рукой балалаечника, то и у меня, и у Андрея Алексеевича идет постоянная смена приемов. Только пиццикато шесть разновидностей, и все эти приемы требуют тщательной и детальной проработки. Прежде всего это закладывается в музыкальной школе, затем в колледже и продолжается в консерватории. А потом уже в практической профессиональной работе. Инструмент сложный и в техническом освоении, поэтому нужны хорошие знания. Сейчас не каждый профессионал захочет ехать работать куда-то в область. Остались только какие-то коренные жители, которые в советское время получили образование и продолжают учить детей. А молодежь не идет в села, в этом вся проблема», — рассказал Вадим Шелепов.

Гости поразились талантом и уровнем подготовки молодых музыкантов

Дуэт известных новосибирских балалаечников старается больше гастролировать именно по отдельным сельским районам. Именно так, по мнению музыкантов, можно возродить любовь к инструменту и заинтересовать молодежь. 

«Почему мы говорим, что центр Москва? Во-первых – институт Гнесиных. Там всю жизнь заведовал кафедрой Павел Иванович Нечепоренко. Его называли «генералом всех народников». Почему Екатеринбургская школа? Ректором Уральской государственной консерватории был балалаечник Евгений Григорьевич Блинов, а после него пришел его ученик Шаукат Амиров. В Санкт-Петербурге тоже самое: заведующий кафедрой Александр Борисович Шалов, профессиональный балалаечник. В Ростове ректором был Александр Степанович Данилов, ученик легендарного Павла Нечепоренко. Это начальство, и все балаечники, которые могли позволить развивать школу. А у нас скрипачи и пианисты всегда были сильные. Народники как-то в стороне. Вот мы с Вадимом по мере сил пытаемся исправить ситуацию, потому что у нас есть хорошие ребята. Только представьте себе: до недавнего времени на всю Новосибирскую консерваторию было всего два студента-балалаечника. Сейчас стало шестеро, и это уже хорошо. Вот так, маленькими шагами, пытаемся внести свой вклад и возродить балалаечное искусство в нашей области», — отметил Андрей Гуревич.

«Самға» окрыляет

Гости, узнав о тесной работе филармонии и музыкального колледжа и существовании такого проекта как «Самға» и «Жас Екпін», искренне порадовались за начинающих павлодарских артистов.

«Это значит, у руководства есть понимание, есть желание развивать искусство до новых вершин. Это здорово, что большой профессиональный творческий коллектив так дружит с учебным заведением. Связь поколений нужна в любом деле, а в культуре — тем более. Ведь, как ни крути, а юношам и девушкам постоянно надо видеть, как работают асы своего дела, брать пример и вдохновляться их мастерством. Это дорого стоит, поэтому очень рады за ваших ребят. Надо повсюду развивать такое сотрудничество», — отметили новосибирские музыканты.

Во время совместного концерта на сцене также выступили известные академические солисты — баритоны Алмас Мукатай, Айбар Ашкеев и Алижан Казбеков. Молодые вокалисты исполнили любимые всеми старинные романсы. Они также активно занимаются преподавательской деятельностью.

Алмас Мукатай взорвал зал проникновенным исполнением романсов

«Самға» действительно окрыляет молодежь. Работая в филармонии, видим, как много представителей молодого поколения приходят на выступления. И большая часть – это учащиеся музыкальных школ, различных вокальных и хореографических студий и кружков. Есть совсем юные, которые только присматриваются и думают, какое направление музыкального искусства им больше по душе. Особенно этот интерес возрос в последнее время. С нами вместе регулярно выступают студенты колледжа. Им разрешают играть в составе наших ведущих оркестров, так сказать пробовать себя, именно с этого все начинается», — подчеркнул ведущий солист филармонии, выпускник Павлодарского музыкального колледжа и национальной консерватории им. Курмангазы Алмас Мукатай.

За время большого совместного концерта студенческого оркестра, ансамбля «Лад», ведущих вокалистов филармонии и гостей из России прозвучало двадцать произведений. Громкие аплодисменты звучали в переполненном зале после каждого номера. А для финала маэстро Виктор Денисенко выбрал обработку самой известной и задорной русской народной песни «Калинка». После чего публика попросила гостей сыграть на бис.

Илья ОТРАДА