Четверг, 21 ноября
Меню

Как «люди Шарлапаева» лишают казахстанцев жилья

  • Ольга Воронько
  • 75
Как «люди Шарлапаева» лишают казахстанцев жилья
Фото: primeminister.kz

После министерского призыва провести ревизию слишком длинной очереди на жильё, чиновники на местах вычеркивают многодетных матерей и инвалидов, сообщает Ratel.kz.

Год назад министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев на брифинге сообщил, что с очереди на жилье, в которой на тот момент было 642 тысячи казахстанцев, нужно снять 232 тысячи. Как пояснил тогда министр, 90 тысяч в течение пятилетнего срока уже являлись собственниками квартиры. Еще у 140 тысяч не совпадают регионы фактического проживания с теми, где они состоят в очереди на жилье.

В июле этого года пресс-служба министерства сообщила, что в результате инвентаризации из очереди подлежат исключению уже 300 тысяч казахстанцев.

У нас, как известно, заставь чиновника Богу молиться, он непременно лоб расшибет. Сказано — исключать сотнями тысяч, стали хватать всех подряд. Вот только несколько историй, решения по которым вступили в законную силу осенью этого года.

5 ноября в Верховном суде поведали историю вдовы из Актау, оставшейся с двумя детьми. Супруг умер в марте 2016 года, в октябре того же года женщина встала в очередь на получение жилья по категории «неполная семья». После министерского клича отдел жилищно-коммунального хозяйства Актау провел инвентаризацию, в результате которой обнаружил, что в июне 2017 года вдова унаследовала от умершей матери квартиру в их городе, и в августе этого года ее вычеркнули из очереди. Но дело в том, что материнская квартира однокомнатная, общей площадью в 34,9 кв.м, жилой – 17,7 кв.м., а по закону «О жилищных отношениях» местный исполнительный орган обязан обеспечить очередников жильем площадью не менее 15 кв.м. на человека. Однушки семье из трех человек явно не хватало. Более того, согласно ст. 73 вышеназванного закона, вообще не подлежат снятию с учета неполные семьи, признанные нуждающимися в жилище и поставленные на учет до его получения. СМАС Мангистауской области признал действия отдела ЖКХ незаконным и вынес в адрес акимата города частное определение.

17 октября ВС сообщил о восстановлении прав матери семи детей из Атырау. В 2016 году она встала в очередь на жилье по категории «семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов». Но потом жилищная комиссия исключила ее, обнаружив, что у супруга есть дом в Макатском районе. СМАС Атырауской области выяснил, что многодетная мать, награжденная подвеской «Алтын алқа», была вынуждена снять квартиру в райцентре для обучения на дому ребенка с ограниченными возможностями, так как дом ее мужа расположен в 22 километрах от поселка Макат. Кроме того, по требованию ст. 73 Закона «О жилищных отношениях», обладатель подвески «Алтын алқа» не подлежит списанию до получения жилища за счет государства. Жадный отдел ЖКХ дошел до Верховного суда, но в итоге вынужден был восстановить многодетную семью с ребенком-инвалидом в очереди.

27 сентября СМАС Актюбинской области выяснил, что с 2011 по 2023 годы очередь велась в их регионе беспорядочно, в результате чего 89-летняя малообеспеченная пенсионерка, мать-героиня и ветеран тыла уже 14 лет не может получить жилье от государства. Матери десяти детей (почетное звание «Мать-героиня» с 1974 года) был в 2009 году присвоен статус «ветеран тыла», приравнявший ее к участникам и инвалидам второй мировой войны. В 2010 году она была внесена в список социально уязвимых слоев населения, нуждающихся в жилье по двум категориям — пенсионер по возрасту и приравненная к участникам и инвалидам войны. Сейчас пенсионерка обратилась с просьбой поменять эту категорию очереди на другую – «мать-героиня», однако в акимате ей предложили становиться в очередь заново.

Судом установлено, что на момент постановки истца в очередь действовала редакция Закона «О жилищных отношениях» 1997 года, по которой категория «мать-героиня» не относилась к социально уязвимым слоям населения, и отдельный список матерей-героинь не формировался. После внесения в закон поправок в 2019 году, первоочередное право на получение жилища из госжилфонда имеют ветераны ВОВ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные матери, обладатели подвесок «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени и многодетные семьи. Госоргану следовало сформировать раздельные списки учета нуждающихся в жилище указанной категории, чего сделано не было.

20 сентября ВС сообщил об удовлетворении иска жительницы Павлодарской области с ограниченными возможностями (1 группа по зрению). Она встала в очередь на жилье в 2006 году. Через 18 лет, то есть в этом году, её исключили из этой очереди в связи с выявленной мониторингом двухкомнатной квартиры у супруга, хотя с момента постановки на учет женщина неоднократно проверялась городской жилищной комиссией. В своем иске в суд инвалид указала, что в квартире мужа нет ни центрального отопления, ни воды, ни канализации.

10 сентября удовлетворен иск еще одной жены «богатого» мужа из Атырау. 36-летняя мать четырех детей стояла в очереди на жилье по категории «многодетная семья» с 2015 года. В декабре 2023 года она была снята с учета нуждающихся в связи с выявленной регистрацией у ее супруга права собственности на дом. В суде выяснилось, что участок мужу был предоставлен во временное пользование. Не имея средств для строительства дома, семья продала его по доверенности. И уже покупатель в 2019 году построил жилой дом, который позже законодательно оформил.