Воскресенье, 6 октября
Меню

ВМС — сырая система или препоны трудовым мигрантам?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 103
ВМС — сырая система или препоны трудовым мигрантам?
Коллаж НЖ

Иностранцы в РК (не все, но очень многие) обязаны иметь договоры вмененного медстрахования. Павлодарка попробовала выяснить, как это работает (не очень успешно). Попробуйте и вы понять смысл и логику принимаемых на государственном уровне решений. Спойлер: мы их снова не нашли, один-в-один, как с переводом часов. Но обо всем по порядку.

С мая 2023 года всех иностранцев, временно пребывающих в Казахстане (без ВНЖ), перед трудоустройством обязали заключать договоры вмененного медстрахования (ВМС). Без них трудовой договор не зарегистрируют в Минтруда. Правило затрагивает десятки тысяч человек — год назад в Казахстане работало больше 90 тысяч иностранцев. Но как оно работает на практике? Бывшая казахстанка, ныне гражданка другой страны ЕАЭС, попробовала заключить договор ВМС в Павлодаре и узнала много интересного. Вот ее рассказ.

— Сначала я не поверила, что ВМС нужно заключать и гражданам стран ЕАЭС тоже (вроде как это нарушает принцип равных условий допуска граждан на трудовой рынок ЕАЭС?), но почитала разъяснения официальных органов РК и поняла, что договора не миновать. Окей, хорошая медстраховка не повредит, подумала я и стала обзванивать страховые, указанные представителем Фонда социального медстрахования

В первой же компании мне сказали, что не заключают сейчас договоры ВМС, в другой оператор вообще не знал, что это такое, в третьей мне наконец предложили заключить годовой договор за 40 тысяч тенге. Хорошо, а какие услуги включены в пакет и какова сумма страхового покрытия?

С этого вопроса начался детектив, и он не имеет привязки к этой конкретной страховой. На первый взгляд, всё прозрачно. Договор вмененного медстрахования — типовой, утвержденный Минздравом, в нём два пакета — первичной медико-санитарной помощи с покрытием не менее 50 МРП и специализированной медпомощи в стационарных условиях в экстренной форме с покрытием не менее 100 МРП. Минимальный перечень услуг в каждом пакете тоже утвержден Минздравом. По первичной помощи он, прямо скажем, небогатый: приём у фельдшера, акушера, терапевта и коротенький список анализов.

Пакет экстренной помощи посолидней: там и госпитализация в профильный стационар по экстренным показаниям (до 10 дней), и оперативное вмешательство, и интенсивная терапия. Перечень экстренных показаний к стационарному лечению тоже широкий: бессознательное состояние, наружные и внутренние кровотечения, ожоги и обморожения, острые хирургические состояния, острая почечная/печеночная/сердечно-сосудистая/церебральная недостаточность, острые травмы, требующие круглосуточного пребывания в стационаре и т.д. В общем, страховка должна сработать и при аппендиците, и при сердечном приступе, и при переломе руки. Но это только в теории.

Практика же хромает на обе ноги. Реальные случаи оптимизма не вызывают. Почему? Судите сами: «При наступлении страхового случая вы должны звонить в медикал ассистанс (компания-посредник, которая обрабатывает заявки клиентов 24/7 – прим.авт.) и идёте в частную клинику, с которой у нас договор», — объяснили в одной из страховых.

Окей, а что делать в экстренном случае? «Ну, вы берёте направление у своего терапевта и…»

Нет-нет, вы не поняли, речь об экстренных случаях, когда ночь, приступ, скорая и так далее. Пауза.

«Спросите, пожалуйста, в медикал ассистанс».

В общей сложности я пыталась выяснить у трёх компаний, заключающих договоры ВМС, как работает эта страховка. В каждой мне объясняли, что у компании есть договор с одной из поликлиник Павлодара (чаще частной). Туда-то и нужно обращаться за первичной помощью. Каково же было мое удивление, когда в регистратуре одной названной клиники меня перенаправили к юристу, а тот искренне спросил: «Вмененное страхование? А что это такое?»

Оказалось, что договоренность у страховой не с клиникой, а с конкретным терапевтом. Аналогичная история оказалась и в двух других страховых: за прием иностранцев с договорами ВМС отвечает конкретный врач в конкретной клинике. Причем к одному из них может попасть только тот иностранец, чей адрес проживания территориально относится к этой поликлинике. А как быть остальным, кто живёт в других районах Павлодара? «С ними мы, к сожалению, не сможем заключить договор ВМС», — ответили в страховой.

Позвольте, это в областном центре такие проблемы. А как должны пользоваться договором ВМС иностранцы, проживающие в райцентрах и селах? У страховых всего по одному договору в Павлодаре и уж явно нет договоров с районными клиниками. Получается, из Железинского района ради приёма у терапевта человек должен ехать в Павлодар?

Временами специалисты примешивали к вмененному страхованию (ВМС) пакет ОСМС (обязательное социальное медстрахование) и пытались убедить, что одно без другого не работает. Это не так. Хотя бы потому, что на ОСМС не могут претендовать иностранцы без ВНЖ из-за пределов ЕАЭС. Да-да, работодатель платит за вас медстраховку, у вас из зарплаты бухгалтер добросовестно высчитывает положенные по закону отчисления, в том числе и на медстрахование. Но без ВНЖ воспользоваться благами ОСМС иностранец с РВП или без такового не может! Его деньги просто поглощаются системой без какой-либо отдачи.

Но если с первичной помощью алгоритм действий хоть немного понятен, то со вторым пакетом услуг — тёмный лес. Важно: по договорам ВМС нет страхового возмещения: иностранец не может полечиться в больнице за свой счет, а потом выставить его страховой. Все денежные отношения — только между страховой и медучреждением.

То есть, по логике вещей, уже где-то на этапе звонка в «скорую» должен быть задействован страховой полис ВМС. Но так это не работает. Полечиться по договору ВМС иностранец может только в том стационаре, с которым у страховой компании заключён договор. Угадайте, много ли таких стационаров?

Напомню, я пообщалась с тремя страховыми в Павлодаре. Одна из них во всех случаях жизни предлагает обращаться к терапевту, другая сможет направить в стационар одной частной клиники («Но у нас только патология беременных», — удивляются в этой клинике), третья имеет договор с клиникой, где есть и амбулатория, и многопрофильный стационар, но едва ли там смогут оказать помощь по всем-всем профилям из перечня экстренных показаний.

— Не беспокойтесь, «скорая» приедет к иностранцу даже без всякого договора и заберет в больницу, там окажут первую помощь, — пытались вразумить меня в самых разных местах.

— Очень хорошо. Но речь о другом: как иностранцу воспользоваться договором ВМС — по оговоренному перечню услуг и в рамках страховой суммы 100 МРП?

В одном из медикал ассистанс неуверенно предположили, что в случае госпитализации по скорой они могут попробовать заключить договор с этим медучреждением. Если получится, пациенту окажут помощь по ВМС (бесплатно), если нет — придётся платить.

Самое интересное, что ни в страховых, ни в медикал ассистанс не смогли вспомнить ни одного случая в своей практике, когда бы иностранец смог получить экстренную помощь по ВМС.

Одна сотрудница припомнила кейс, когда иностранцу вырезали аппендицит за деньги, и никто не смог ему возместить эти расходы, так как он вовремя не позвонил в медикал ассистанс (интересно, что было бы, если бы позвонил?). Другая сказала, что успешный кейс (тоже с аппендицитом) вроде бы однажды был, но у другого сотрудника, поэтому без подробностей. Хотя, казалось бы, на десятках тысяч иностранцев за более года действия ВМС практика должна быть отработана.

Про цены. Как выяснилось, годовые договоры ВМС «на минималках» (50 МПР+100 МРП) можно найти за 25 тысяч тенге, а за 40 тысяч тенге можно заключить годовой договор ВМС со страховым покрытием до 300 МРП (правда, какой смысл повышать ставки, если непонятно, как они могут сыграть?).

В общем, замысла вмененного медстрахования иностранцев я так и не поняла. Забота о здоровье гастарбайтеров? Это было бы так, кабы был понятный механизм оказания экстренной медпомощи по этой страховке. За визит к терапевту трудоустроенный иностранец в любой момент может заплатить и сам.

Снижение нагрузки на бюджет? Вряд ли, ведь деньги идут не государству, а частным страховым компаниям.

А может, просто палки в колеса официальному трудоустройству иностранцев? В свое время даже депутаты сетовали на то, что релоканты отбирают рабочие места у граждан Казахстана. Вот и порадели, как сумели…

Беседа с сотрудницей одного медикал ассистанс закончилась душевно: она назвала программу ВМС сырой, посетовала, что полную медпомощь в Казахстане и гражданам получить проблематично, а уж «о нерезидентах и говорить не приходится», и что «медцентры не хотят предоставлять помощь даже на платной основе».

Пожелали друг другу здоровья.

А вот что ответили на наши вопросы в Павлодарском филиале ФСМС:

1. Объясните, как на практике иностранец с договором ВМС может получить экстренную медпомощь (в рамках типового перечня услуг)? Например, в случае приступа аппендицита, сердечного приступа или травмы, требующей стационарного лечения.

— Каков должен быть порядок действий пациента при наступлении страхового случая?

— Примут ли иностранца с ВМС в дежурной больнице на стационарное лечение? Кто в больнице будет принимать об этом решение? Какова процедура оформления страхового случая (кто с кем заключает договор, как возмещается стоимость лечения и т.д.)

Почему такой вопрос: потому что в страховых компаниях и медикал ассистенсах не знают на него ответа.

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 2 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории РК, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами РК. В соответствии с п. 3 ст. 98 Договора стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), социальное страхование трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

То есть, иностранные работники из стран-членов ЕАЭС, временно пребывающие на территории РК, с 2020 года обязаны выплачивать взносы наравне с работниками-резидентами РК, а работодатели – выплачивать отчисления в Фонд за таких работников с 2017 года.

При этом медпомощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) полагается только постоянно проживающим в республике, за исключением заболеваний, представляющих опасность для окружающих. ГОБМП трудовые иммигранты из стран ЕАЭС и члены их семей могут получить по договору добровольного или вмененного медицинского страхования (далее – ДМС или ВМС). Он должен покрывать первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в экстренной форме. На его основе трудовой иммигрант прикрепляется к поликлинике.

По ОСМС на амбулаторном уровне им доступна медпомощь:

1) в экстренном порядке – при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, требующих безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью и (или) устранения угрозы жизни;

2) в неотложной форме – при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, не представляющих явную угрозу жизни пациента;

3) в плановом порядке – при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, а также при проведении профилактических мероприятий.

Таким образом, для получения вышеуказанной медицинской помощи необходимо обратиться в медицинскую организацию по прикреплению.

2. Объясните, как на практике иностранец с договором ВМС может получить первичную медико-санитарную помощь в Павлодарской области, если этот договор не подразумевает прикрепления к поликлинике?

Как такую помощь должны получать иностранцы с ВМС, проживающие в селах Павлодарской области? Кажется, нет ни одной страховой, у которой был бы договор с районными поликлиниками/терапевтами в Павлодарской области?

Ответ:

В соответствии с пп. 6) п. 1 ст. 26 Трудового кодекса РК, с 1 мая 2023 года не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими в РК, если у них нет договора ВМС, включающем услуги ПМСП и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в экстренной форме. Также согласно пп. 6 ст. 35 Закона о миграции населения РК, медстраховку с аналогичным объемом покрытия должны иметь и иностранцы, прибывающие для самостоятельного трудоустройства или привлекаемые работодателями.

На основании этих договоров ВМС или ДМС трудовые иммигранты из стран ЕАЭС и члены их семей прикрепляются к поликлинике (не важно, находится она в городе или селе).

Обращаем Ваше внимание, что договора ДМС и ВМС заключаются со страховыми компаниями, имеющими лицензию на данный вид страхования.

Касательно вопросов получения медицинской помощи разъяснения предоставлены выше (в ответе на вопрос 1).

3. Есть ли статистика по Павлодарской области/городу Павлодару о количестве заключенных договоров ВМС? Если да, поделитесь, пожалуйста:

— Сколько договоров ВМС заключено?

— Сколько страховых случаев зафиксировано: по пакету первичной помощи и по пакету экстренной помощи?

Если статистики нет, опишите, плс, хотя бы один-два случая, как благодаря ВМС иностранец получил экстренную медпомощь в Павлодарской области.

Ответ:

Договора ДМС и ВМС заключаются со страховыми компаниями, имеющими лицензию на данный вид страхования. Фонд не располагает данными по заключенным договорам ВМС, страховым случаям и другим вопросам, касающихся взаимоотношений в соответствии с заключенными договорами страхования, поскольку деятельность страховых компаний в РК регулируется Законом о страховании и страховой деятельности, контроль осуществляется Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Официальная информация о страховых компаниях, осуществляющих страховую деятельность в РК, доступна на сайте Агентства по ссылке: https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/financial-organizations/25?lang=ru.

Для получения интересующей информации рекомендуем обратиться в страховые компании по указанной ссылке.

Вас заинтересует