Воскресенье, 24 ноября
Меню

В Казахстане домогательств нет?..

  • Майя Шуакбаева
  • 446
В Казахстане домогательств нет?..
фото автора

21-летняя жительница Павлодара Карина Оспанова обвиняет хирурга городской больницы №1 в домогательствах. Девушка переживает сейчас сильнейший стресс, но полна решимости доказать свою правоту, поэтому не скрывает ни своего имени, ни лица.

Вечером 13 сентября Карине Оспановой на работе стало так плохо, что до машины ее несли на руках. С резкими болями, похожими на аппендицит, девушка со своим молодым человеком поехала сначала в областную больницу, откуда их перенаправили в городскую больницу №3, а оттуда в городскую больницу №1, дежурившую в эти сутки.  

Сначала Карину осмотрел хирург, который также перенаправил ее к дежурному гинекологу. Специалист принял девушку, сделал УЗИ. Она сдала кровь. Девушка уже собиралась уходить, но ее пригласили на повторный прием к теперь уже другому хирургу.    

—  Старший хирург подошел, сказал чуть-чуть припустить штаны, осмотрел весь живот, — рассказывает Карина. — Он был без перчаток. Я знаю, что живот всегда осматривают без перчаток. Это нормально. После этого он стал задавать вопросы личного характера: где я живу, с кем живу, кто со мной пришел, что за молодой человек, парень или брат? Я ответила: парень. После этого я сказала, что у меня очень сильно болит поясница. Я даже не могла нормально ходить. Он сказал, чтобы я припустила штаны и трусы до середины бедра, начал осматривать спину, трогал живот. А потом его левая рука начала спускаться ниже. Он держал меня за интимные места, а после этого пытался проникнуть пальцами, сами понимаете, куда… Я остановила его, спросила: вы закончили? Вскочила. Он спросил: что не так, что не понравилось? В этот момент я была очень испугана, выбежала в коридор и рассказала своему парню все, что произошло. Мы вызвали полицию.

Последовавший за этим разговор с указанным хирургом молодые люди писали на телефон. Врач, к слову, со своей стороны тоже вызвал полицию. Карина сразу же написала заявление, но талон-уведомление о принятом заявлении она получила только сегодня. Положенную медицинскую помощь, к слову, девушка так и не получила, и продолжает, борясь с болями в животе, обивать пороги прокуратуры и Департамента полиции. В поликлинике по месту жительства не исключают, что у Карины – аппендицит.  

— Я не знаю, как все это доказать, потому что в смотровом кабинете не было камер. Но меня смутил факт того, что он зашел без медсестры, без медбрата, полностью закрыл за собой шторку. Я чувствую себя испуганной. Честно, мне страшно ходить без моего парня, без друзей, видеть мужской пол, в принципе. Я теперь опасаюсь даже оставаться в кабинете с полицейскими, а если с врачом, то только с женщиной. Я теперь боюсь мужчин, — девушке очень трудно продолжать говорить из-за сдавливающих горло слез.

В первой городской больнице на запросы журналистов коротко ответили, что осмотр пациентки был проведён согласно протоколу диагностики. «Иных неправомерных действий со стороны врача допущено не было. Подано встречное заявление о клевете». 

В Департаменте полиции же поясняют, что приняли заявление от пациентки, провели проверку и передали материалы для принятия дальнейшего решения в Департамент комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗДР по Павлодарской области. А в отношении сотрудника полиции, который принял заявление, но не выдал девушке талон-уведомление об этом, начата служебная проверка.

К слову, в Департаменте комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗДР, в который передали материалы дела полицейские, могут лишь подтвердить или не подтвердить нарушение Правил оказания первичной медико-санитарной помощи или Кодекса чести медицинских и фармацевтических работников. А нормы о домогательстве в Казахстане нет. Эти действия относительно подпадают под уголовную статью 123 УК РК «Принуждение к половому сношению, гомосексуализму, лесбиянству или аналогичным действиям сексуального характера».

При этом за рубежом понятие харрасмента (с англ. «домогательство») в законодательстве есть давно, предусмотрены правовые механизмы противодействия такого рода преступлениям. Достаточно вспомнить самые громкие случаи по судебным разбирательствам против Харви Вайнштейна, Кевина Спейси (его, к, слову, суд оправдал) и других звезд Голливуда.

В декабре 2023 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаева подписал указ о плане действий в области прав человека и верховенства закона, один из пунктов которого предусматривает определения понятия «сексуальные домогательства на рабочем месте». В соответствии с этим, Министерство труда и социальной защиты РК внесло эту норму в разрабатывающийся сейчас Трудовой кодекс РК. В новом законодательном своде появится понятие «сексуализированное домогательство в сфере труда», норма о конфиденциальности при рассмотрении жалобы, право на отказ от работы в случае угрозы сексуализированных домогательств и введение порядка расторжения трудового договора с тем, кто преступил нормы закона. Однако, в Минтруда предлагают не привлекать нарушителей к административной или уголовной ответственности, а только увольнять с работы.

Карина Оспанова на прощание говорит, что прочла в городских пабликах все комментарии. Не по годам мудрая девушка отмечает, что обвинять жертву домогательств или насилия – обычная практика в Казахстане.

От редакции: мы сделали запрос в управление здравоохранения, не видят ли они в случившемся, как минимум, нарушения медицинской этики, а также о том, как собираются оказывать девушке медицинскую помощь – боли-то никуда не ушли.