Понедельник, 2 декабря
Меню

Кто в ответе за «зоопарк» на павлодарской трассе?

  • Майя Шуакбаева
  • 154
Кто в ответе за «зоопарк» на павлодарской трассе?
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Акимов четырех сельских округов Экибастуза хотят привлечь к дисциплинарной ответственности за «зоопарк» на республиканской трассе Павлодар-Ерейментау-Астана.

Видео: Telegram-канал kerek.pv

Гуляющие по скоростному автобану коровы, лошади и верблюды давно стали одной из главных причин ДТП на этой автодороге. Однако несмотря на то, что ответственность за содержание, ремонт и управление трассой несет национальный оператор АО «НК «КазАвтоЖол», вину за отсутствие ограждений пытаются переложить на сельских акимов.

Избранный в 2022 году населением аким Торт-Кудукского сельского округа Алибек Онгонусов устал писать объяснительные руководству в акимат Экибастуза. На днях его и трех коллег из Байетского и Железнодорожного сельских округов, а также поселка Шидерты вызывали на дисциплинарный совет, где им поставили в вину, цитата: «ненадлежащую организацию работы с владельцами сельхозживотных и допущение бесконтрольного выпаса скота на автомобильных дорогах».

Видео: Telegram-канал kerek.pv

С начала этого года, по данным Департамента полиции Павлодарской области, на трассе из Павлодара в Астану произошло 11 ДТП. Обошлось, к счастью, без смертей, но два человека получили травмы. А все потому, что домашний скот беспрепятственно выходит на дорогу, где разрешенная скорость составляет 140 км/час.

Аким Торт-Кудукского округа считает, что ответственность, как и предписано законом РК «Об автомобильных дорогах», за ДТП с участием бесхозного скота лежит не только на крестьянах, но и на «КазАвтоЖоле». Напомним, с 2021 года проезд по трассе, находящейся на балансе квазигосударственной компании, платный.

«Пятнадцатого июля возле села Бозшаколь произошло ДТП, в котором погибли шесть лошадей. К счастью, люди не пострадали. На этом участке нет ограждений от скота. Я неоднократно отправлял официальные обращения в филиал АО «НК «КазАвтоЖол». Жители также на регулярных встречах с акимом Экибастуза Аяном Бейсекиным просили решить этот вопрос и обеспечить освещение на дороге. Не далее как 21 июня Бейсекин на встрече с жителями села Торт-Кудук дал поручение своему заместителю Ержану Салханову направить соответствующее письмо в «КазАвтоЖол». Но вопрос до сих пор открытый, а за последствия отвечаем мы.

Оснований наказывать нас нет. Все эти ДТП происходят с участием скота крестьянских хозяйств, а не личных подсобных хозяйств местных жителей. Наш функционал – обеспечение организованного выпаса скота населения, и мы его исполняем. А крестьянские хозяйства, несмотря на разъяснения, к сожалению, к нам не прислушиваются. Основная вина здесь лежит на «КазАвтоЖоле». У них должны быть изгороди от скота. Вместо этого нам говорят контролировать трассу республиканского значения. А как мы можем с утра до вечера ее контролировать? Это нереально. Мы же должны работать. Мы не можем сутками здесь вдоль дороги стоять», — возмутился аким Торт-Кудукского сельского округа Алибек Онгунусов.

В одной из своих объяснительных руководству он, по всей видимости, не сдержавшись, написал, цитата: «время ДТП было вечернее, в это время готовился ко сну. К сожалению, у меня нет способностей как у Ванги». Нетрудно представить, что такой ответ начальству пришелся не по душе. Если, конечно, дошел в таком виде.

Главы крестьянских хозяйств села Торт-Кудук солидарны со своим акимом. Они беспокоятся о том, что однажды их скот может стать причиной человеческих смертей.

«Вы поймите, что если загонять скот в стойло каждый день, не отпускать их на самовыпас, держать его будет вообще невыгодно. Пару недель назад моя корова вышла на трассу. Ночью шел проливной дождь, освещения не было. И хотя машина двигалась в пределах 90-100 км в час, водитель не смог избежать столкновения. Я оплатил штраф, восстанавливаю машину. К счастью, что без жертв. Главное, чтобы люди не пострадали. Мы дежурим посменно, поочередно, но совладать с животными не можем. Вдоль трассы посеян житняк, а скот, однажды его попробовав, потом постоянно идет к нему. Ограждение отсутствует от Торт-Кудука до самого Шидерты. А в «КазАвтоЖоле» нам всегда отвечают: этот участок не принят в эксплуатацию. В общем, там концов не найти», — посетовал глава КХ Талгат Омурзаков.

Участок автодороги Астана-Ерейментау-Шидерты протяженностью 24 км реконструировался с 2014 по 2021 годы. Но из-за некачественно выполненных работ, договоры с подрядчиками, сменявшими друг друга, расторгались. В итоге их признали недобросовестными. А участок автобана так и остался недостроенным и до сих пор не принят в эксплуатацию. Поэтому, как отмечают в АО «НК «КазАвтоЖол», он остается бесплатным для водителей.

«За этот промежуток времени можно было бы найти подрядчиков, фирму какую-нибудь нанять, устранить все эти недостатки. Больше всего переживаем, что люди пострадают. В темное время суток лошадь, пока она не приблизится, на дороге ее не видно. Одна лошадь весит в среднем 300-350 кг, а в машине могут быть маленькие дети», — привел свои аргументы замглавы крестьянского хозяйства Бауыржан Тулеубаев.

В Павлодарском областном филиале АО «НК «КазАвтоЖол» сообщили, что за содержание этого участка автодороги отвечает ТОО «КАЖсервис». Так, в этом году уложено более двух тысяч кв. метров асфальтобетонного покрытия, установлены ограничительные знаки. Полностью отремонтировать этот участок планируется в 2025 году. Техническая документация уже готова. Договор на выполнение работ заключен с тем же ТОО «КАЖсервис». Вот только изгородь установят только там, где это предусмотрено проектом. 

«Вся необходимая изгородь установлена. Есть, конечно, транспортные развязки, где скот может проходить. Там уже установлен 1 км изгороди, в сентябре определится поставщик на установку еще 10 км изгороди. Если нормативы не предполагают там установку (изгороди – ред.), мы за свой карман не будем ставить. Из 24 км мы 24 км (изгороди – ред.) не можем поставить. Государство не проводит такие работы. Если вы попробуете на 25 тыс. км республиканской сети поставить 25 тыс. погонных метров скотоограждения – это большие средства», — пояснил замдиректора областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Алмат Шоинбаев.

Он считает, что изменить ситуацию может только увеличение штрафов для владельцев бесхозно пасущегося скота.

P.S. Свое решение в отношении четырех сельских акимов дисциплинарная комиссия озвучит после праздничных выходных. Некоторые из акимов, в случае чего, готовы пойти в суд.