Вторник, 17 сентября
Меню

Дмитрий Багаев — классик казахстанского фотоискусства

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 150
Дмитрий Багаев — классик казахстанского фотоискусства
Фото: Мемориальный дом-музей Д.П. Багаева

Пятого сентября исполнится 140 лет со дня рождения первого профессионального фотографа Павлодарского Прииртышья, известного краеведа Дмитрия Поликарповича Багаева.

Это человек уникальной и неповторимой судьбы, чьим подвижничеством наша область обладает зримой историей первой половины XX века. Волею судеб оказавшись в ранней юности в Павлодаре, Дмитрий Багаев навсегда связал свою жизнь с этим, ставшим для него любимым, городом. Здесь он состоялся как личность, достиг профессиональных вершин как фотограф- художник, многое сделал как историк-летописец Павлодарского Прииртышья. Стал организатором и первым директором Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Потанина, посвятив себя служению на непростом музейном поприще, возглавлял свое любимое детище до последнего вздоха.

«Фотография уже стала зрительной памятью истории. Никакой другой памятник материальной культуры не может в таком масштабе охватить действительность и позволить с такой скрупулезностью потомкам рассмотреть прошлое», — считал писатель Лев Кассиль.

Дмитрий Поликарпович знал это, он понимал, что создаваемые им фотоснимки являются свидетельствами времени, частью источников по истории общества.

«Я знаю, что историю не будут писать без фотографии. Я хорошо владею всеми процессами фотографии. Я отразил в фотографиях прошлое. Я могу воплотить идею в художественной форме. При помощи фотографии я хочу, как Джамбул, воспеть великие достижения эпохи Великого Сталина», — отметил он в автобиографической записке, датируемой не ранее 23 февраля 1940 года.

Выходец из бедной семьи, получив лишь начальное образование, своим неиссякаемым трудом и упорством смог добиться профессиональных высот в области фотоискусства начала XX века.

Дмитрий Поликарпович Багаев родился 5 сентября 1884 года в деревне Туманы Вятской губернии в бедной крестьянской семье. Здесь же прошло его детство. Он рано лишился отца и с девяти лет ему пришлось работать.

Тягу к воспроизведению красот окружающей природы, картин быстро меняющейся жизни, стремление к созданию художественного образа Дмитрий Багаев почувствовал в раннем детстве. Он писал: «Занимаясь рисованием и изучая законы живописи, мечтал быть художником, но для поступления в Академию нужно было иметь образование за гимназию, что, конечно, послужило препятствием. По этой причине для воплощения своих художественных замыслов пришлось прибегнуть к фотографии».

Так, можно сказать, вынужденно «прибегнув к фотографии», благодаря своему недюжинному таланту и упорному труду Дмитрий Поликарпович сумел осуществить заветную мечту стать художником, став маститым фотографом-художником, фотографом-историком. Именно в искусстве фотографии он достигнет высочайшего уровня мастерства, получит заслуженное призвание и широкую известность.

В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий прибыл в Павлодар. В 1903 году едет в Омск, где два года работает и обучается у профессионала Василия Коркина.

Вернувшись в Павлодар в 1905 году, он открывает в городе первый фотосалон, куда стремился попасть каждый житель города и сделать снимок на память.

С 1911 года фотограф выступает на Всероссийских фотографических выставках, что принесло широкую известность и признание его большим мастером фотографии.

Одним из свидетельств мирового признания творчества павлодарского фотомастера служат, выпущенные Всемирным почтовым союзом, почтовые открытки с фотоснимками Багаева, запечатлевшими виды города Павлодара 1912 года. Поскольку такие почтовые карточки выпускались и с видами других городов России, то на лицевой стороне карточки указано наименование города, назван автор помещенного фото и дата.

На Всероссийском конкурсе художественной фотографии в 1912 году ему была присуждена наивысшая награда того времени Гран-при. Позже он становится членом-корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества. 

Павлодарцам выпала счастливая возможность зримо представить историю своего края благодаря уникальной фотолетописи, созданной и оставленной нам в наследство Дмитрием Поликарповичем Багаевым. Художник начал создавать их, разъезжая по аулам, с 1905 года. Именно тогда начался его исторический фотоотчет длиною в жизнь.

Снимал Павлодар, его дома и улицы, нанимал весной подводу, просил какого-нибудь аксакала быть ему проводником и отправлялся в степь, в аулы, села. За каждым сделанным фотоснимком – колоссальный труд Мастера.

Фотографии Багаева обогатили историю Павлодара. За свою жизнь он запечатлел все важнейшие исторические события города и области. 

По фотографиям Дмитрия Багаева изучают историю казахов начала XX века. Через эти документальные снимки современники познают не столь давнюю, но уже минувшую эпоху. Культура и быт, характеры и лица мастерски запечатлены художником и уже больше ста лет удивляют зрителя своей исторической правдивостью. Он хорошо понимал, для кого и зачем фотографирует. Знал, что пройдет не так много лет, и память о нем в истории Павлодара останется навечно.

30 января 2001 года в Павлодаре в доме, где жил и творил фотограф, открылся Мемориальный дом-музей Д. П. Багаева. Это был тот самый первый и уникальный фотосалон нашего города. В Доме-музее Багаева собраны уникальные свидетельства его жизни: фотопавильон, фотоаппаратура, дневники и записи, но главные экспонаты – фотографии. На сегодняшний день это единственный музей в Казахстане, посвященный профессиональной и творческой жизни фотографа.

Сегодня фотографии Багаева печатаются в школьных учебниках. Историки, палеонтологи, этнографы, журналисты постоянно обращаются к его снимкам для написания книг и статей. По фотографиям Багаева «старого города» реставрируются здания. Его именем названа улица в Павлодаре. 

Сегодня Дмитрия Багаева с уверенностью называют классиком казахстанского фотоискусства. Всю жизнь он посвятил делу создания документальной хроники Павлодарского Прииртышья. Он был, есть и будет всегда нужным людям, всем тем, кто любит свой край и изучает его историю.

Он знал, что оставленное сегодня на фотопленке, завтра станет историей.

Абыкешова Ш., специалист Мемориального дома-музея Д.П. Багаева