Ratel.kz предлагает продолжить экскурсию по Байконуру и поразмышлять – имеет ли второе казахстано-российское космическое СП больше шансов, чем первое.
Начало здесь.
На экскурсии по музею космонавтики на космодроме «Байконур» самым захватывающим является, без сомнения, макет орбитального корабля многоразового использования «Буран». Самого крутого корабля, когда-либо создававшегося в мире, который при помощи ракеты-носителя «Энергия» поднялся в космос только один раз. Экскурсоводы могли бы водить туристов и по настоящему кораблю, но его уже три года не могут отобрать у бизнесмена и кинопродюсера Даурена Мусы.
«Буран» был настоящим чудом
Сначала послушайте историю «Бурана», в создании которого в советские годы было задействовано 1200 предприятий, 86 министерств и ведомств, и практически вся огромная страна СССР — 2,5 миллиона человек по всему Союзу. Это была самая успешная в техническом плане, дорогая и длительная программа советской космонавтики, благодаря которой, собственно, и вырос город. Только одна небольшая плитка обшивки корабля 20 на 20 сантиметров стоила 400 рублей при зарплате инженера 200. И все это, увы, только ради одного единственного успешного запуска в 1988 году. А мог бы возить в космос по 10 космонавтов и 30 тонн грузов, а вывозить с орбиты 25 тонн. Мог поднять в космос спутник или подлететь к заданному месту, забрать спутник и в нормальном виде спустить его на землю. Сейчас спустить с космоса спутники невозможно, они сгорят в плотных слоях атмосферы.
— «Буран» — это единственный наш корабль многоразового использования, с крыльями, обогнавший свое время, — рассказывает руководитель управления «Казкосмоса» на космодроме «Байконур» Амангельды Бекишев (на снимке). – Сейчас у нас космические корабли «Союз», они без крыльев, долетают до станции, затем возвращаются на землю, и на этом все — экспонат. Буран — это аппарат, который одновременно является и космическим кораблем, и орбитальным самолетом. Его пока не превзошли по уровню. Многоразовые американский «Space Shuttle» и «Starship» Илона Маска – продолжение темы «Буран-Энергия». Но они экономически нецелесообразны. В 2002 году у нас был трагически случай — обрушение кровли, и этот побывавший в космосе «Буран» пострадал. Сейчас в ракетно-монтажном комплексе находится второй «Буран», который был готов к запуску на 90 процентов, и его макет.
Первое российско-казахстанское космическое СП — образец вреда
Оставшийся целым второй «Буран» и его макет в 1996 году оказались собственностью так называемого инновационного совместного предприятия «Аэлита» (КРИСП «Аэлита» в 2013 было переименовано в АО «Ракетно-космическая компания «Байконур»). Это АО Казахстан и Россия создали в 1997 году «для реализации совместных космических проектов и содействия развитию аэрокосмических отраслей на территориях стран участников Общества».
Учредителем со стороны России было ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева», со стороны Казахстана – РГП «Инфракос». Доля каждого в уставном капитале составляла по 50%. РГП «Инфракос» внес свою долю в виде движимого имущества – 14 боковых блоков «А» ракеты-носителя «Энергия». На тот момент это имущество оценивалось в 14,8 млрд тенге. Еще в уставный капитал внесли: комплекс зданий и сооружений на улице Набережной, 21, в городе Байконыре, изделие 11Ф35, заводской номер 2К1 – под таким именем в документах значится корабль «Буран», и макет изделия 11Ф35. В свою очередь второй учредитель ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» должен был внести в уставный капитал 50% доли в виде «ноу-хау», патенты, денежный взнос (по факту внесен только денежный взнос). Однако 12 мая 2002 года из-за обвала крыши были разрушены 14 боковых блоков «А» ракеты-носителя «Энергия» – то самое имущество, которым Казахстан вошел в совместное предприятие. После этого происшествия учредители провели собрание и уменьшили размер уставного капитала. В результате доля участия оказалась следующим образом: ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» 99 шт. акций; РГП «Инфракос» 24 шт. акций.
Чем таким ценным занималось это «инновационное» СП, доподлинно неизвестно. По данным сервиса adata.kz, сейчас его вид деятельности значится как исследования и разработки в области естественных и технических наук и строительство инженерных сооружений, в прошлом году компания выплатила 1900 тенге налогов, в этом – ноль. Создается впечатление, что руководство и учредители АО «РКК «Байконур» активизировались только для растасовки акции. Часть из них доставалась то руководителю РГП «Инфракос» Николаю Коваленко, то управляющему директору РКК «Байконур» Владимиру Ширину, а в итоге 80 процентов акций оказалось у бывшего гендиректора РКК Даурена Мусы. В 2021 году Муса с главой госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным на потеху публике устроили бурную переписку в соцсетях, деля «Бураны» — настоящий и его макет. Рогозин стенал, что шаттл плохо содержится и хранится и его кто-то разрисовал, Муса отвечал, что готов обменять корабль на голову хана Кенесары, по легенде хранящуюся в кунсткамере.
— Я не знаю как в ракетно-космической компании появился господин Муса, ставший мажоритарным акционером, — говорит председатель аэрокосмического комитета минцифры Баубек Оралмагамбетов. – С 2019 года комитет по госимуществу совестно с нами подавали иски о признании недействительными ряда корпоративных решений в компании. Суд признал незаконным решение об уменьшении размера уставного капитала и решение о реализации акций Коваленко и Ширину, которые затем продали их Мусе. Сейчас идет исполнение судебных решений, которые продвигаются очень сложно. То повестку Мусе не могут вручить, то он отказывается исполнять решение суда.
СейчасАО «РКК «Байконур» возглавляет Эльмира Сагадилдаева, которая также является руководителем алматинского коллекторского агентства «Дебтус». Так что в космосе у нас разбираются ну просто абсолютно все – от кинодеятелей до выбивателей долгов. Инженеров не нужно.
Почему буксует второй совместный космический проект «Байтерек»
АО «СП «Байтерек» – второй совместный проект Казахстана и России, являющийся космическим ракетным комплексом, был создан в 2004 году для выведения космических аппаратов с космодрома Байконур экологически чистыми ракетами-носителями взамен использующей токсичные компоненты топлива ракеты «Протон». Почему здесь до сих пор не начали летные испытания, читайте в следующей части нашего путешествия на Байконур.