Суббота, 7 сентября
Меню

Необычные музеи Новосибирска

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 131
Необычные музеи Новосибирска
Фото и видео НЖ

Город-побратим Павлодара — Новосибирск – неофициальная столица Сибири, огромный мегаполис с тысячами интересных локаций, которые интереснее посмотреть именно летом из-за сурового климата (там заметно холоднее, чем в Павлодаре). Однако по театрам, музеям и выставочным залам можно ходить круглый год. Часто развлечения бывают бесплатными, о чем сообщается на различных сайтах культуры (поищите заранее, там много): мест, куда сходить в Новосибирске, на самом деле много. О дороге в Новосибирск и его зоопарке мы уже рассказывали.

«Героев родные глаза»

Интерактивный музей

Однако в рейтинге лучших бесплатных развлечений я не нашла двух музеев, о которых хочу рассказать отдельно.

Видео: НЖ

Исторический мультимедийный парк “Россия — моя история”, расположенный на тенистой улице Новосибирска, как оказалось, часть общероссийского проекта с филиалами в крупных городах Российской Федерации, и даже в Луганске и Мелитополе (!). Экспозиции там схожие: о династии Рюриковичей и дома Романовых.

Музей под открытым небом – это всегда интересно, однако в мирное время я бы не обратила внимания на выкрашенную в зеленый цвет военную технику, дополненную длинными сигарами ракет, родные сестры которых уничтожают все живое в соседнем государстве.

Но привезенные на экскурсию из близлежащего Бердска мальчишки и девчонки младшего школьного возраста с интересом поглазели на железных монстров. А внутри, в круглом зале с мультимедийными проекторами и креслами-подушками, им рассказали голосом актера Чонишвили о славном прошлом государства Российского. И о роли молодежи в его не менее славном будущем.

Дети откровенно скучали

На выходе из зала можно было посмотреть в «Героев родные глаза» — выставочный проект о погибших в войне с Украиной, призванных из Новосибирска. Чаще всего там были изображены молодые, красивые лица мужчин.

Среди портретов и кратких биографий я нашла и земляка – юношу 1999 года рождения, закончившего 27 школу г.Павлодара и увлекавшегося занятиями каратэ. Как указано в его краткой биографии, в августе 2023 года он уехал добровольцем на СВО, погиб через несколько месяцев, 25 октября.

В мультимедийной книге были собраны воспоминания родных, близких, школьных учителей и сослуживцев, по фото новосибирские художники изобразили портреты ушедших.

В соседних залах были выставлены резные иконы современного автора.

А на первом этаже был расположен интересный проект с древними иконами и мультимедийной книгой «Лицевой летописный свод» — проекция древнего манускрипта 16 века, тоже повествующая об одном из сражений русских воинов с красочными миниатюрами, которую можно было листать – проектор отображал нужную страницу фолианта. И здесь не обошлось без перечисления погибших. Сколько всего их было, «то Бог знает».

В соседних залах, куда меня не пустили, готовилась мультимедийная выставка «Россия будущего».

Музей смерти

Так получилось, что в этот же день я по рекомендации своих знакомых побывала на еще более необычной экспозиции, обозначенной как «Музей мировой погребальной культуры». Их сайт призывал: «Откройте для себя уникальный мир традиций и обрядов в Новосибирском музее мировой погребальной культуры – первом и единственном музее в России, который знакомит посетителей с историей и разнообразием погребальных обычаев. Здесь вы найдете глубокое исследование культуры поминовения, траура и скорби, а также узнаете о традициях погребения, присущих различным культурам и народам. Особое внимание в экспозиции уделено влиянию эпидемий и пандемий на погребальные обряды. …Программа экскурсий призвана пробудить в сердцах посетителей светлые чувства, осознание ценности жизни, верности и любви, а также воспитать глубокое уважение к тем, кто рядом, и память о тех, кто ушел в вечность».

По рассказу моих знакомых, в музее проводилась инсталляция «вид из гроба» — чего только не придумают, чтобы завлечь посетителей… Но действительно заинтриговали.

Ехала в музей — приехала в крематорий. Да… Яркое оранжевое здание с помпезным архитектурным оформлением и именными склепами «дорого-богато» не оставляли места для сомнений.

Пришлось уточнять у работника, где же, собственно, музей. Оказалось, недалеко, нужно было пройти через ухоженный зеленый сквер с аккуратными дорожками, мимо стен с ячейками с вмонтированными урнами. Некоторые были похожи на маленькие застекленные витрины с вещами, которые покойный, видимо, особо любил.

Отдельный большой мемориал был приготовлен для погибших в СВО. Но он был едва заполнен…

Вывеска музея ожидаемо горела красным: «музей смерти». Рядом стояла телефонная будка, наверное, чтобы звонить на тот свет. Пробовать я не стала. Радушная девушка у входа гостеприимно пригласила внутрь, предложив «комплексный» билет во все три зала экспозиции со значительной скидкой, но я решила осмотреть пока лишь первый, психика-то не железная, впечатлительная, мало ли. Забегая вперед, скажу, что одного зала лично мне хватило: экспозиция в самом конце с плачущими над младенцами в гробиках мамашами меня «добила» окончательно.

Начиналось все интересно: а-ля музей мадам Тюссо: но здешние фигуры в разножанровых композициях были в траурных одеяниях. Особенно впечатлила роскошная погребальная упряжка и скорбно склоненная у гроба богатая женщина.

Здесь же было местами забавно, если кто понимает в «черном юморе»: варианты использования человеческого праха демонстрировались в многочисленных витринах с разнообразными урнами, от амфор до изделий «под хохлому»: от изготовления алмаза до посылки к звездам.

Тут же демонстрировался образец того, что достают из печи крематория: самые крупные кости все-таки остаются, и в порошок все это перемалывается дополнительно.

Ну а кто не хочет гнить в земле или исчезать в погребальном пламени, могут выбрать подводную могилку, на радость местной фауне.

Кстати, любителям исторических костюмов есть на что посмотреть: в залах демонстрировались различные кружева, украшения и прочие предметы быта, связанные со скорбной темой.

Надгробные плиты и памятники тоже были в изобилии: искусные мастера давно научились зарабатывать на традиции похорон. Как выглядят безвестные холмики на обычных кладбищах, если у родственников нет денег или желания ухаживать за местом погребения усопшего, думаю, представляют все.

Поэтому для себя я давно решила: хочу именно «очистительный огонь», и даже без урны в «стене плача», просто развеяться по родным степям Прииртышья. Хотя не буду возражать, если по различным причинам это окажется трудновыполнимо: в Казахстане нет ни одного крематория, и придется «заморочиться», чтобы выполнить эту просьбу. Ближайший от нас — как раз Новосибирский крематорий. Внутрь, кстати, я не заходила, успею еще…

Как говорится, все там будем, рано или поздно, так или иначе. Но лучше, все-таки, попозже. И оставаться в доброй памяти тех, кому ты «причинил» только добро.