Павлодар простился с признанным мастером светописи Борисом Захаровичем Краснянским. Он скончался в возрасте 91 года.
Себя Борис Захарович Краснянский называл любителем фотографии. И это не профессия, а личное увлечение и хобби, которое заинтересовало многим. Хотя уже давно его снимки стали классикой фотографии Павлодарского Прииртышья. А его почтительно, с уважением и любовью называют БЗ (БэЗэ), причем не только в Павлодаре, но и в других городах Казахстана, а также ближнего и дальнего зарубежья. В свое время рассказывали, что Краснянского нарекли сокращением от первых букв имени-отчества «БЗ» французы. Но на самом деле так называть Бориса Захаровича еще раньше ввел моду в павлодарском народном фотоклубе «Орионе» Едыге Ниязов.
В черно-белых снимках Краснянского – все краски и чувства, свой почерк и стиль фотоязыка. Кадры, как образ эпохи. Они отражают не только использовавшиеся в то время исключительно серебросодержащие материалы, но и отсылают к времени расцвета серебряного века павлодарской фотографии.
Краснянский – большой труженик, человек высокой культуры, гармоничного развития, принципиальный и требовательный к себе. Старейший член фотоклуба «Орион» (с 1975г.), член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества «Темный фонтан». Дипломант Всесоюзного телеконкурса «Родина любимая моя», награжден нагрудным знаком Всесоюзного центрального совета профсоюзов «За достижение в самодеятельном творчестве», лауреат многих выставок в стране и за рубежом.
Борис Захарович Краснянский родился 21 января 1933 года в городе Миллерово Ростовской области. Когда ему было 8 лет, началась война. После школы он окончил Донецкий сельхозтехникум по специальности гидромелиорация и был направлен в Узбекистан. Там отработал при областном управлении водного хозяйства в городе Самарканде. Работал по специальности, заодно преподавал в школе черчение и рисование.
За пять лет немало рабочего времени провел в Средней Азии. Вернувшись в Ростовскую область, уже будучи семейным человеком, решает резко изменить жизнь. И в 1962 году приезжает в Павлодар. Так случилось, что хозяин дома, где остановилась семья, работал в институте «Целинпроект». Туда и пригласили работать инженера-гидротехника. Краснянский попал в коллектив, которым смог гордиться. «И институт, и город слились в одно душевное восприятие. Проектный институт занимался проектированием, разработкой, застройкой Павлодара – это было мне близко и дорого», — говорил Борис Захарович.
Работал проектировщиком гражданского строительства и инженером-гидротехником – в проектном институте «Целинпроект», в управлении водного хозяйства инженером-гидротехником Павлодарского района, в проектном институте «Казсельпроект». По его генпланам были построены жилые кварталы и другие объекты в области, при его участии разработана Черноярская оросительная система. Он внес он большой вклад в экономику и культуру Павлодарской области. С 1993 года вышел на заслуженный отдых, продолжал заниматься фотографией и участвовать в различных фотовыставках.
И его фотографии – не только творческий пласт, но и исторический. Это летопись города за большой промежуток времени – долгожительство Бориса Захаровича позволило сделать такие архивы и выставки. Он снимал город подряд больше полувека. И был уверен, что эпоха ощущается не во времени, а в событии. Особенно, когда город еще создается, а ты причастен к этому, и интерес переплетается с гордостью.
Говоря о Краснянском, стоит особо отметить удивительную его черту – поистине юношеское жизнелюбие, бьющее через край, буквально ко всему – к красоте Женщины, документалистике и духовности, природе во всех ее проявлениях и к великим делам рук человеческих. А ведь Борис Захарович – инвалид II группы Великой Отечественной войны. БЗ для многих людей стал образцом жизненной борьбы, оптимизма, задора и позитивной энергии. Это человек с поразительными возможностями.
Из-за страшной случайности Борис Краснянский остался практически без кистей рук, пострадали и ноги. Город Миллерово Ростовской области был месяц в окружении. 26 января 1943 года после ночных бомбежек и боев был освобожден. Осталось очень много боеприпасов, особенно в кольце защиты аэродрома.
— Мы хлопцы были, мне 11 лет всего, — вспоминал Борис Захарович. – В мае 1944 года пошли за цветами на экзамен и последний звонок. А подорваться в то время и в том месте было весьма реально. Так и получилось. Не очень четкое движение, снаряд с итальянской скорострельной зенитки взорвался в руках, и вот результат. Как остался жив – другой вопрос.
Мальчик без рук выжил и вернулся к учебе. Учителя называли его «Мересьев», а Борис рисовал и делал чертежи за себя и одноклассников. Он не смог стать токарем, как мечтал раньше, но стал знаковой фигурой казахстанской фотографии.
С 1990 году влился в коллектив объединения инвалидов «Оптимист». И сразу поразил потоком своей активности, упорством и неординарностью. Ценитель природы, любитель музыки, театра, поэзии и живописи, астрономии, шахмат и рыбалки, футбольный болельщик. В этом обществе он участвовал в различных спортивных состязаниях – по плаванию, легкой атлетике, теннису, стрельбе из пневматической винтовки – и всегда занимал призовые места, в том числе и за рыбную ловлю. К удочке, как и к фототехнике, придумывал разные крепления.
Первый фотоаппарат – трофейный «ROLLEIFLEX» получил в 14 лет. Снимать начал фотоаппаратом «Фотокор». Но потом рабочей фотокамерой Краснянского всегда был «Зенит». В последние годы освоил «Никон».
Свое творчество БЗ считал родом из фотоклуба «Орион». Единомышленники и павлодарский фотоклуб стали той питательной средой, благодаря которой его талант раскрылся. Сейчас фотографы считают, что к снимкам уровня Краснянского нужно стремиться. Борис Захарович – пример для вдохновения многим молодым авторам.
Он отмечал, что фотографии советского периода были в тисках идеологических условий. «Мы, действительно, не могли широко получать, но учились и для себя брали все равно шире, чем это было возможно. И «серебряная фотография» отличается от сегодняшней тем, что она действительно рождалась в больших муках. Ты просто щелкнул, но еще неизвестно, что получишь в конечном результате. Это длительный процесс: проявление – первое, второе, третье, и только потом фундамент для фотографии. А чтобы сделать фотографию, нужно было совершить немало манипуляций с химией, светом, с большой и длительной работой. Сегодня искренне завидно и радостно, что многие, кто хочет оставить свои впечатления и чувства, получают с современным фотоаппаратом результат сразу! Я хочу сказать так: голодный, пока не насытится, не будет разбираться, что такое вкусная пища, а что – нет. Так же и в фотографии – у любого есть возможность взять этот прибор, который выполняет все функции. Единственное, что ты должен воспитать в себе – вкус и понимание, что такое есть фотографический образ. Это могут дать только люди и внутренний менталитет. А фотоаппарат сейчас все хорошо делает. Если мы ошибались и творили в лаборатории, это приводило к немалым казусам, даже к отчаянию, то сегодня все это исключено».
Два фотокумира, у которых стоит учиться, по мнению Краснянского, – мастера реалистичной фотографии француз Картье Брессон и наш Дмитрий Багаев. БЗ считал, что мы, павлодарцы здесь подвержены более особому фотографическому стилю – багаевскому, воспитаны на мастерстве фотографов-художников. Борис Захарович мечтал о создании на базе мемориального дома Багаева в Павлодаре фотографической академии, в которой бы воспитывали не только вкус и отношение к творчеству, но и отношение к окружающей среде. В этом отражаются и традиции – именно у нас в Павлодаре была создана первая в Казахстане и вторая в СССР детская фотошкола.
Он был уверен: фотографии не должна лежать в конверте, их обязательно нужно смотреть. Традиционо отмечал свои дни рождения выставками. Юбилейную экспозицию без названия к 90-летию провели в галерее «Айна» областной библиотеки имени С. Торайгырова. А на 91 год в январе 2024-го друзья-фотографы устроили небольшую выставку его работ в торговом доме «Атриум».
— У меня нет ни одной «пустой» фотографии, — признавался БЗ. — Она может быть неброская, но в ней есть смысл. А женские образы на выставках есть разные – есть лиричные мотивы, есть поэтические. Я не хулиган. Но во многих снимках есть шутка, игра.
Эта игра, искристость, азарт, как и Франция – будто бы фоном была в его настроении. Были и французские выставки с обществом «Темный фонтан», и путешествия – как в мушкетерских приключениях, тогда и 20 лет спустя. И сам он словно немного из той эпохи – иногда задира Д’Артаньян, а в основном считал ближе образ благородного Атоса.
На одном из вернисажей БЗ «орионовец» Владимир Высоцкий по традиции прочел свое четверостишье с поэтическим портретом БЗ:
Улыбку прячет борода,
На голове – корона.
Он будет, был и есть звезда
Эпохи «Ориона».
А сам БЗ признавал, что у него получается снимать душевные портреты. Краснянский бережно, тонко, глубоко раскрывал то, что привлекло его внимание: портреты окружающего мира, действительности, роста и развития города, а также людей и их душевного состояния.
Борис Захарович – тот человек, у которого мы все учились не только фотографии, — а он охотно делился тонкостями мастерства. На него стоило равняться в чувстве такта, уважения к людям – и одновременно честности, открытости и прямоты. Это был эталон жизнелюбия. Все ценили его глубину мышления и красоту речи: любой разговор с БЗ можно было записывать и разбирать на цитаты. Свой почерк, как и в фотографии, был у Краснянского в иронии и юморе, шарме и обаянии. При этом Борис Захарович был человеком необычайно скромным и деликатным.
Я познакомилась с Борисом Захаровичем 30 лет назад, в пору нового расцвета выставок и яркого всплеска творческих настроений Павлодара 90-х. Буду помнить БЗ с благодарностью за душевное тепло и мои чудесные портреты, которые, в отличие от меня, побывали во Франции. За дружбу, щедрость в наставнических советах, точность и профессионализм в комментариях и интервью, сотрудничество, за вдохновение и радость общения.
БЗ удивлялся, что его работа по трудовой книжке оставила меньше следа, чем любитель фотографии. «То, что я чувствую, что хочу передать вам, то тепло моей души – больше слов, глубже и надежнее», — говорил он. Фотографии, выставки, сама жизнь БЗ учат нас безграничной свободе, позволяют увидеть, что автор может быть абсолютно любым – сегодня таким, завтра – другим. И дело не в фотокамерах и технических приемах, а в самой личности. В этом и есть ценность моментов жизни Краснянского. Спасибо, Борис Захарович! Прощайте, БЗ!