Четверг, 19 сентября
Меню

Звериные улыбки Новосибирского зоопарка

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 125
Звериные улыбки Новосибирского зоопарка
Фото и видео НЖ

Новосибирск – третий по величине город России, неофициальная столица Сибири, а еще он — побратим Павлодара, и нам показалось интересным побывать там в разгар туристического сезона. О том, как мы туда добирались, читайте в материале «Летнее автопутешествие Павлодар-Новосибирск-Омск-Павлодар».

Простые жители российского мегаполиса вели обыденную жизнь, не обращая внимания на билборды с призывами идти служить на захваченные в ходе военных действий территории.

В эти теплые летние дни после сложной дороги хотелось, как и им, отключить голову хотя бы на время, оставшись любопытным ребенком, и опереться на гуманитарные связи, которые издавна существуют между нашими городами. Забыть здесь и сейчас о том, что происходит в соседней стране.

Хоть и неофициальная, но все же столица – этот статус рождает большие ожидания. И во многом город-миллионник их оправдывает. Тут есть что посмотреть и куда сходить. Причем таких мест и событий так много, что мы решили их поделить по интересам читателей.

Наш первый пункт рассказа – Новосибирский зоопарк – трудно обозначить какой-либо возрастной группой, потому что взрослые тоже превращаются в детей при его посещении. И если вы уж приехали, преодолев почти 700 километров, не пожалейте 500 рублей на билет. Тем более, что в Павлодаре давно обещанный зоопарк так и не появился и вряд ли появится в ближайшем обозримом будущем.

Парковка у зоопарка – платная, 100 рублей, но стоять можно весь день — именно столько вам может понадобиться, чтобы обойти и посмотреть все, что тут находится. Если у вас есть на это время.

У зоопарка есть подробный сайт с полезной информацией, в том числе, как добраться на общественном транспорте, часы работы, стоимость билетов, предстоящие мероприятия и так далее.

Кстати, маме с удостоверением многодетной билет не понадобился – так пропустили, а вот папе пришлось оплатить вход, дети до семи лет прошли бесплатно, старшие – по 250 рублей. Студентам и многим другим категориям тоже есть скидки, но они не распространяются на граждан других стран. А вот инвалидные кресла, в том числе моторизованные, а также тележки на «родительском ходу» и небольшие самокаты для малышей выдают всем желающим.

Вот такой улыбкой – смайликом вас приветствуют огромные динозавры. Как и их крики, словно из «Парка Юрского периода» — мини-парк с ожившими гигантами расположился за отдельной оградой.

Для ориентации на большой площади зоопарка в удобных для обозрения местах находятся карты с понятными обозначениями – заблудиться трудно. Обычно посетители начинают с вольера белых медведей, у которых не так давно случилось пополнение семейства. Перед высокими стеклянными ограждениями для малорослых посетителей поставили чурбачки, чтобы лучше было видеть происходящее. От любопытных глаз животных скрывают стены большого строения в середине вольера, а вокруг него — бетонные плоскости для лежания, на которые сыпался свежеприготовленный лед. Глава семейства решил начать день с прогулочного моциона (движение – жизнь), пока остальные домочадцы досматривали последние сны.

Посетителей тоже охлаждали интересным способом: из протянутого поверху шланга через мельчайшие отверстия создавалась водяная завеса, под которой можно было постоять, отдохнув от летнего зноя. И идти дальше, на призывные и интригующие крики из обезьянника.

Разнообразие приматов поражает воображение: одно перечисление названий может занять много места. Но на сайте зоопарка есть много интересной информации обо всех его обитателях. Поэтому я приведу лишь описание орангутанов – одних из самых больших и грозных приматов, которые, однако, могут находить общий язык и жить мирно:

«Орангутаны стали частью коллекции нашего зоопарка в 2008 году. Из Чехии был доставлен самец Бату 1999 года рождения, а из Московского зоопарка – самец Захар 2000 года рождения.

В павильоне «Тропический мир» Бату и Захара сразу поселили рядом. Дружба Бату и Захара началась с первых дней их знакомства и продолжается до сих пор. Они видят друг друга, могут общаться, иногда что-то друг другу передают. Бату и Захар очень разные по характеру и способностям. Бату всегда был очень умным. Он унаследовал эти качества от своей матери, про которую в чешском зоопарке рассказывают много историй. Наш Бату тоже выдумщик и потому любимец публики. Именно он придумал, как можно, находясь в летнем вольере за стеклом с верхней, зарешёченной частью, выпрашивать у посетителей еду. Бату стал спускать людям верёвки, чтобы они привязывали туда угощения, а потом ловко, как рыбак, сматывал эти «удочки» и оценивал улов. Посторонние предметы и еда могут быть смертельно опасны для животных, поэтому «удочки» у Бату периодически изымаются. Бату сразу понял, что сотрудники зоопарка не одобряют его предприимчивости, и потому всегда при их появлении он свои верёвки убирает. Мало того, Бату знал не только директора зоопарка Ростислава Шило, но узнавал его машину и как только видел её, не дожидаясь самого Ростислава Александровича, прятал все свои инструменты и делал вид, что никаких правил не нарушал ни он, ни восторженная публика. Захар тоже сообразителен, но, как правило, какие-то сложные нетривиальные действия он подсматривает у Бату.

Орангутанов отличает миролюбивый нрав. С ними можно договариваться. Например, Бату и Захар умеют меняться. Они всегда знают, что именно у них просят сотрудники зоопарка, но часто норовят поторговаться, давая взамен предложенным изюму и орешкам какой-нибудь мусор. Потом понимают, что хитрость снова не сработала, и отдают нужную вещь».

В этот раз мы стали свидетелями другого «шоу»: чтобы порадовать посетителей, работник зоопарка предложил Захару угощение – мороженое, которое тот с удовольствием съел, запив предложенной водой из бутылочки. А потом пошел исследовать коробку с более привычными угощениями, выбрав очищенную и порезанную на бруски морковь. Пожевав часть на месте, остальное он загрузил в рот и понес внутрь своего жилища, где было явно прохладнее, — угощать друга, как решили зрители.

А вот шимпанзе, подтверждая свою хулиганистую репутацию, своеобразно веселил зрителей, описав сначала стекло-преграду, а потом просто демонстрировал всем желающим свое «достоинство». Ну, чем бы дитя ни тешилось… Если судить по его ухмылке, это еще надо было понять – кто кого развлекал, он нас или мы его. Мамаши с сынишками были особенно шокированы поведением сорванца.

В центре зоопарка расположился тенистый пруд под символичным названием «Лебединое озеро». Но лебедь там был только один, и тот перекусывал, демонстрируя окружающим только хвост.

Сбоку в вольере неторопливо разгуливала стая прекрасных розовых фламинго, напротив них суетились мелкие, но не менее живописные мандаринки: самец гонял по кругу соперника, смешно переваливаясь на коротеньких лапках – жизнь продолжалась.

Здесь хочу отметить, что неприятного запаха – обязательного свидетельства плохого ухода за животными, практически нигде не ощущалось, несмотря на большую влажность и испарения.

Путь к избушке Бабы Яги пролегал мимо детских аттракционов и дома «Вверх тормашками» — такой же стоит в одном из парков Омска, но за вход туда нужно платить отдельно.

Как и за экскурсию в гости к бабке Ёшке. На уроки зельеварения посетителей приглашал «леший» в тельняшке, который на мой уточняющий вопрос горделиво ответил, что он – заколдованный принц. Способ расколдовать такого героя я знала только один, но претендовать на роль освободительницы не решилась.

Возвращаясь в центр, я вновь прошла мимо обиталища белых медведей, где уже вся троица сыто развалилась в холодочке.

Кстати, их примеру следовали многие обитатели зоопарка. Грозные дикие кошки, как и наши домашние, валялись то там, то сям в тенистых уголках вольеров.

И только огромные черепахи, привыкшие к высоким температурам, активно передвигались по своим пресмыкающимся делам. «Мама, я хочу такую домой!» — заявила девочка, придя в восторг от размеров предполагаемого питомца, так что ее внимание пришлось переключать на другие диковинки.

А их здесь немало: семейка суррикатов традиционно пользовалась успехом у зрителей, как и выходки выдры, отбиравшей шланг с водой у работницы зоопарка, чистившей ее вольер.

Если вы устали от прогулок под жарким солнцем, можно было нырнуть в таинственный сумрак – экспозицию «Ночной мир». Кстати, за вход дополнительная плата не взимается. Здесь можно понаблюдать за рыбами, а также актиниями и другими обитателями коралловых рифов удивительной красоты. Как сообщается на сайте, «в зоопарке представлено 254 вида рыб». Причем самым зубастым, пираньям, выключили даже подсветку. Вот если бы и другим – двуногим – жителям Земли можно было так же просто «выключить» агрессивное поведение.

А вот внутренняя часть обезьянника была ярко освещена, там жизнь тоже кипела, но с разной скоростью. Если за скачками золотистого львиного тамарина было трудно уследить (оказалось, он скачет не просто так, он скачет вокруг своей самочки с детенышем), то ленивица, тоже, кстати, с потомством, за пару минут движения так и не решила, куда ей нужно прийти, и замерла на месте.

Потомство обитателей зоопарка – хороший показатель качественного ухода. Можно много рассуждать на тему «гуманизма» по отношению к животным, но это один из способов сохранить биоразнообразие нашего голубого шарика (если человечество раньше не решит его судьбу кардинальным способом). А пара павлинов-альбиносов просто не выживет в естественной среде обитания.

Рекордсменами по «вылеживанию» можно назвать питонов из террариума: в полной неподвижности они могут лежать сутками, пока «бугры» внутри их бревенчатых тел не переварятся.

Некоторые от скуки даже «зеленеют».

Следующей остановкой был аквариум с пингвинами, в который надо было «снизойти» по ступенькам. Он был сделан таким образом, что налитая в него вода оказывалась вровень с ростом зрителей, среди которых, конечно же, было много детей. Во время быстрых кульбитов и стремительных перемещений водяных торпед происходил двусторонний обмен эмоциями.

Рядом с обиталищем пингвинов находится здание дельфинария. Доступ туда возможен только во время представлений, за отдельную плату. По расписанию очередное выступление было еще нескоро, но у кассы стояла небольшая очередь желающих. Проходя мимо, я услышала звуки незнакомого языка и, присмотревшись, сначала решила, что передо мной японки. Но потом они стали переговариваться на русском, и я запуталась. Решила просто уточнить у одной из женщин, выглядевшей, как мои соотечественницы.

— Мы из Тувы, а язык тувинский, — пояснила она, а я вспомнила вдруг, что именно оттуда на фронт необъявленной войны ушло больше число контрактников в поисках заработка. Не из этих ли денег были оплачена дорога сюда?..

Другой «иностранной» речи в тот день я больше не услышала. Забегая вперед, отмечу, что за неделю пребывания в Новосибирске еще только раз видела иностранцев. Они разговаривали по-китайски.

Как я уже упоминала, бродить по тенистым аллеям и кормить практически ручных белок, уток, любоваться экзотическими обитателями самых отдаленных уголков мира, измерять свой рост в белых медведях и кататься на электропоезде можно было весь день, наслаждаясь моментом и забыв о творящемся в мире людей. Но меня ждали другие интересные места и необычные музеи столицы Сибири, зафиналенные «Лебединым озером». Которое, я думаю, хотели бы увидеть многие, и не только любители балета.