Судя по разъяснениям Минфина, не помог бы – первый всё равно бы сел, а второй продолжил бы бесконечно менять условия подписанных договоров, сообщает Ratel.kz.
Год и четыре месяца прошло с тех времен, когда ТОО «Казахдорстрой» – крупнейшее подразделение BI Group –подписало с АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» через сайт госзакупок договор на «Строительство моста через р. Иртыш на автомобильной дороге республиканского значения «Кызылорда-Павлодар-Успенка-гр. РФ» стоимостью 38 812 718 137,76 тенге, заключенный способом из одного источника. Старый мост, построенный в 1962 году, признан аварийным, его ремонт нецелесообразен, по нему уже запрещено ездить грузовым машинам. Хотя, к примеру, каменный одноарочный мост через реку Мелес в Измире (бывшая Смирна) в Турции, построенный в 850 году до нашей эры, все еще используется. Но сейчас не об этом.
Директор Павлодарского областного филиала АО Акылбек Кабдылдин весной прошлого года сообщал, что это будет экстрадозный мост, аналога которому в Казахстане нет. Поясним: экстрадозный – это почти то же самое, что и вантовый, то есть такой, как, к примеру, в Астане, с красивыми, но дорогими подвесными конструкциями, имеющими повышенный класс сложности.
С 17 марта по 23 мая прошлого года стороны подписали еще четыре дополнительных соглашения к этому договору, последнее на сайте госзакупок значится как действующее. На самом деле к проекту еще не приступали, ведутся только подготовительные работы, потому что проект не могут утвердить. А как же проводили конкурс? Судя по всему, его проводили с какой-то неправильной ПСД, на которую подрядчик изначально не собирался обращать внимания. Мы уже рассказывали, что заметили за BI Group дурацкую привычку – получить государственный подряд любой ценой, а затем заключать бесконечные дополнительные соглашения и менять правила игры по своему усмотрению. Вот и по мосту в ноябре прошлого года холдинг попытался сделать то же самое. Было объявлено, что сумму строительства нужно увеличить до 70 миллиардов, а ширину проезжей части уменьшить. В качестве аргументов, к примеру, указали, что в проекте не предусмотрены плавучие средства, которые «в обязательном порядке необходимы для выполнения работ по устройству буровых свай, забивки металлического шпунтового ограждения, бетонирования ростверков и тела опор. Также плавучие средства необходимы для выполнения демонтажных работ старого моста. Без плавучих средств выполнение строительно-монтажных работ по сооружению промежуточных опор и демонтажу старого моста невозможно».
То ли в связи с тем, что у нас теперь Новый Казахстан, то ли потому, что сумма подскочила почти в два раза, но BI Group было велено умерить аппетиты. В частности – строить мост более простой и дешевой конструкции. Но в сумму в 38 миллиардов холдинг все равно не укладывался, и в феврале этого года аким Павлодарской области Асаин Байханов даже объявил, что старый мост через Иртыш сносить не будут, он станет одной из достопримечательностей города и будет служить для велосипедистов и пешеходов.
На прошедшей неделе на запрос Ratel.kz в нацкомпанию «ҚазАвтоЖол» сообщили, что проект нового моста по-прежнему находится на согласовании, и сказать, что это будет за мост и по какой цене, пока никто не может. Единственное, что уже точно известно — старый мост все-таки снесут, и сумму с 38 миллиардов увеличат, потому что стройматериалы дорожают.
— Помогут ли нововведения в законе о госзакупках, который вводится в действие с 1 января 2025 года, Айдыну Рахимбаеву справиться с бесконечным перекраиванием договоров и акимам — с затягиванием процесса госзакупок? — спросила я у спикеров из Минфина на брифинге в СЦК, состоявшемся на прошедшей неделе.
— Если мы говорим про строительство, то там есть такой момент, когда проектно-сметная документация проходит корректировку, и эта корректировка увеличивает сумму, потому что стройматериалы дорожают. Закон об архитектурной деятельности это позволяет, — развёл руками директор департамента законодательства государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора Минфина Ерлан Сеитов.
— Уберёг бы новый закон, если бы он был принят на пять лет раньше, бывшего начальника департамента полиции Павлодарской области генерал-майора Нурлана Масимова от колонии, несмотря на то что он двоюродный брат Карима Масимова? — задала я еще один вопрос спикерам.
Напомним, «павлодарский» Масимов получил десять лет лишения свободы за то, что его заместитель, полковник Дамир Сиразидимов, с легкостью ломал любые контрольные схемы, предусмотренные законодательством. Так, чтобы купить бронежилеты у своего человечка, полковник велел выставить лот о государственных закупках № 5111511-1 с применением особого порядка на приобретение арттехвооружения в 9 утра 28.10.2020 года, а закончить прием заявок в 18 часов того же дня.
Когда выяснилось, что, несмотря на такой молниеносный срок, помимо близких полковнику фирм заявки также подали другие серьезные поставщики в количестве 12 штук, была организована срочная жалоба в департамент внутреннего госаудита. Который отменил конкурс по причине того, что на подачу заявок было отведено слишком мало времени, и кто-то мог не успеть этого сделать. Поставщикам было велено ждать нового объявления, после чего замначальника департамента полиции без всякого конкурса заключил договор на поставку арттехвооружения способом из одного источника с «SECURITY FACTORY» по тройному ценнику. И ни антикоррупционная служба, ни ДВГА никаких нарушений в этом не нашли. Более того, руководители обоих ведомств после этого отправились на повышение в столицу.
Зато подчиненный Сиразидимова, начальник управления тылового обеспечения департамента полиции Павлодарской области Ермек Усенов, рассказал на суде, сколько государственных органов проверяли, чтобы близкая полковнику фирма-прокладка не завысила цену:
— Управление финансового обеспечения в обязательном порядке мониторит в интернете цены, сложившиеся на рынке, и формирует бюджетную заявку. Она идет в управление финансов акимата Павлодарской области, которое также смотрит в интернете, какие цены сложились на рынке и соответствуют ли им цены, указанные в нашей бюджетной заявке. После объявления конкурса цены на закупаемое оборудование проверяет камеральный контроль. Кроме того, МВД, как вышестоящая организация, каждые полгода направляет в департаменты полиции обзоры: по какой цене тот или иной департамент закупил арттехвооружение и прочие товары, правильно ли купили или неправильно, дорого или недорого, чтобы мы имели в виду и не совершали таких же ошибок. В процессе объявления конкурса МВД также может провести свой камеральный контроль. После публикации (истории с бронежилетами — О.В.) на сайте Ratel.kz МВД провело проверку, но ничего не обнаружило.
Ответ вице-министра финансов Даурена Кенбеила, который заявил, что с секретными закупками никто ничего поделать не может ни при действующем, ни при новом законе, предлагаю послушать из первых уст, в оригинале, чтобы мы ничего не перепутали.
Для сведения.
Среди нововведений, утвержденных в новом законе о госзакупках, Даурен Кенбеил в своем выступлении на этом брифинге отметил следующие:
— В целях повышения квалификации участников планируется проводить закупки среди поставщиков с соответствующей репутацией, — рассказал вице-министр финансов. — Информация о поставщике формируется с использованием различных баз данных. Это позволяет осуществлять автоматический подбор поставщиков для всех видов закупок, синхронизировать критерии цены и качества. Внесено в документ внедрение общественного мониторинга, особенно по работам, связанным со строительством. Со стороны заказчика контроль за надлежащим исполнением договора является одним из важных условий повышения качества строительства. Планируется размещение в общем доступе графиков выполнения работ, отчетов по исполнению договоров, а также привлечение общественных советов к мониторингу исполнения договоров. В целях упрощения процедур закупок и устранения бюрократической волокиты был введен новый механизм рассмотрения жалоб и пересмотрена роль надзорного органа. В целях недопущения фактов установления заказчиками завышенных требований сохраняется действующий камеральный контроль. При этом право на отмену и пересмотр итогов закупок со стороны контролирующего органа исключается. В целях оперативного проведения закупок, предоставления больших полномочий заказчикам, а также исключения затягивания процедур закупок теперь рассмотрение жалоб будет осуществляться непосредственно самим организатором закупок. «Такой способ проверки результатов закупки соответствует требованиям Административно-процессуального и процессуального кодексов», — сказал представитель ведомства. Одной из проблем в сфере государственных закупок является длительность процедур. Наличие в действующем законе прямых норм, регламентирующих сроки, не позволяет предусмотреть их на уровне правил. На сегодняшний день срок проведения конкурса составляет около двух месяцев. В этой связи в рамках реализации закона будут пересмотрены сроки проведения процедур и сокращены сроки проведения конкурса. Кроме того, Законом предусмотрено право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов с учетом предложений порог приобретения товаров, работ, услуг увеличен с 3000 до 4000 МРП. Если для участия в конкурсе подана одна заявка, отвечающая квалификационным требованиям, конкурс считается состоявшимся.
Еще для сведения.
Законы о госзакупках принимались в нашей стране в 1997, 2002, 2007, 2015 годах. В закон 2007 года поправки вносились два раза в год, в действующий – практически ежеквартально, и начали вноситься через неделю после принятия.