Природоохранный прокурор объяснил Ratel.kz, почему Машкевичу можно было отдыхать с Назарбаевым на Жасыбае, а простым павлодарцам – нет, сообщает Ratel.kz.
Пока управление делами акима Восточно-Казахстанской области кинуло среди предпринимателей клич, предлагая «резиденцию президента» на берегу Иртыша, в соседней Павлодарской области не могут понять – что делать с отобранной у частного бизнеса другой бывшей президентской резиденцией на берегу Жасыбая. Тендер по передаче в доверительное управление с правом выкупа резиденции в ВКО начнётся уже 3 июля, и мы бы не советовали бизнесу торопиться в с покупкой. Наше государство крайне непорядочно, оно сначала может вам продать государственную резиденцию, вы вложите в ее развитие миллиард, превратив в самую топовую зону отдыха в стране, а потом ее у вас отберут, чтобы в РК стало одним бомжатником больше.
Напомним, в июле 2022 года в соцсети была слита информация о том, что резиденция президента в Баянаульском нацпарке на берегу Жасыбая была продана управлением финансов области в 2020 году за весьма демократичные 161 млн тенге фирме, которую связывают с Булатом Бакауовым. Сам президент в этой резиденции не отдыхал – для него имелись апартаменты в зоне отдыха «Кристалл», принадлежащей компании Машкевича, а в госрезиденцию, за которой ухаживал ПНХЗ, приезжали родственники главы государства. Тем не менее природоохранный прокурор Павлодарской области Ерлан Салханов (на фото) тут же пишет предписание управлению финансов рассмотреть возможность расторгнуть договор купли-продажи и акт передачи имущества с учетом экономической целесообразности. Управление финансов послушно подает в специализированный межрайонный экономический суд области иск к ТОО «Асфальтобетон», которому была продана президентская резиденция и к образованному новому ТОО «JASYBAI RESORT», в котором утверждает, что продало слишком дешево. Да и вообще, мол, это особо охраняемая природная территория, на которой государственные органы не имеют право ничего реализовывать.
Суд первой инстанции решил резиденцию отобрать у частного инвестора и вернуть государству. Апелляция это решение засилила, в кассации жалобу рассматривать отказались. Это притом, что все сроки исковой давности к моменту подачи иска давным-давно прошли. А министерство финансов, тщательно изучив вопрос, пришло к выводу, что приобретение частным инвестором зоны отдыха на особо охраняемой природной территории в Баянаульском нацпарке не противоречит нормам законодательства, о чем свидетельствует достаточное количество негосударственных здравниц, домов отдыха и др., функционирующих на территориях государственных национальных природных парков. И про заниженную цену в минфине пояснили – ее определял независимый оценщик, а покупатель в данном случае является добросовестным приобретателем.
Более того, после выкупа в частные руки «Асфальтобетон» полностью реконструировал один из двух главных корпусов, увеличив его вдвое, рядом построил 13 комфортабельных вилл и бассейн. Сюда стали продавать путевки всем желающим. Закрытая территория, где нет пьяных оргий, как на всём остальном побережье, собственный пляж и конные экскурсии, организация школьных выпускных и корпоративов — народ, который, наконец, дождался на Жасыбае сервиса, реально приближенного к турецкому, повалил в JASYBAI RESORT толпами. В мае путевки расхватываются до сентября, на весь купальный сезон.
Разъяснять — как именно нужно отбирать имущественный комплекс, в который инвестор к тому времени уже вбухал миллиард, суд отказался. Филиал НАО «ГК «Правительство для граждан» по Павлодарской области» заявил, что выполнить решение суда и забрать президентскую резиденцию назад в коммунальную собственность нет никакой возможности — суд вынес невыполнимое решение. Аким области Асаин Байханов сообщил Ratel.kz, что ситуация тупиковая. Денег, чтобы возмещать инвестору затраты, в бюджете нет, желания и возможности у акимата осуществлять в JASYBAI RESORT гостиничные услуги – тоже.
Министр туризма и спорта Ермек Маржикпаев признался, что полностью на стороне инвестора, но не знает – как ему помочь. Председатель комитета индустрии туризма минтуризма Нуртас Карипбаев в кулуарах правительства уточнил мне, что лично выезжал в JASYBAI RESORT и убедился, что это один из лучших объектов в стране.
— Таких очень мало, такие должны появляться, у предпринимателя грандиозные планы по дальнейшему развитию зоны отдыха, — сказал он.
Эти грандиозные планы сейчас зависли – новые виллы не строятся, небольшие домики, оставшиеся от старых хозяев, в которых жила охрана и которые планировалось восстановить и облагородить, разрушаются.
Отдыхающие, узнающие, что, вероятно, они отдыхают на Жасыбае с турецким комфортом в последний раз, в шоке. Народ предлагает – если родственникам руководства страны так уж приглянулся JASYBAI RESORT, пусть приезжают и ложаться на шезлонг рядом, никто их не гонит.
Мы решили, что сказать – как теперь выкручиваться из сложившейся ситуации должен тот, кто заварил эту кашу, то есть природоохранный прокурор.
— Что теперь делать? – спросила я у Ерлана Салханова.
— Это уже акимату вопросы, — сказал прокурор. – Мы местному исполнительному органу не говорили – идите и возвращайте резиденцию. Мы как орган прокуратуры провели анализ и вынесли акт надзора, где рекомендовали местному исполнительному органу принять меры по устранению нарушения законности и недопущению подобного впредь с учетом экономической целесообразности. То есть, акимат должен был принимать решение подавать или не подавать иск в суд с учетом того, что нужно будет приводить стороны в первоначальное положение, то есть возмещать инвестору все его затраты. А это нагрузка на бюджет. При внесении своего акта я местному исполнительному органу сразу обозначил – есть риски, смотрите сами. Были вложения инвестора. При приведении в первоначальное положение данный объект должен быть передан какому-то государственному органу в обслуживание, а это тоже определенные затраты, деньги на которые нужно выделять из бюджета.
— То есть акиат мог вам ответить – не буду устранять нарушения, потому что нет денег?
— Да, без проблем.
— Что все-таки должен сделать акимат, раз у него нет денег, чтобы вернуть инвестору вложенный миллиард и зарегистрировать за собой право собственности, выполняя решение суда? Заставить снести все, что он там построил и отремонтировал?
— Сносить или не сносить я не могу сказать конкретно, надо изучать детально. Во-первых. там еще не решен вопрос с землей, она осталась за инвестором. Договор купли – продажи объекта недвижимости признан судом недействительным, а по земле-то вопрос не рассматривался.
— То есть ко вмему прочему еще и иск был подан неполный?
— Скорее всего — да.
— Всех интересует вопрос — «Кристалл», в котором любил отдыхать президен Назарбаев, же тоже в свое время принадлежал государству, и тоже находится в Баянаульском нацпарке на такой же особо охраняемой природной территории, но отбирать его у алюминиевого завода вы никого не заставляете.
— С «Кристалл» исторически сложившаяся ситуация. Он был закреплен за заводом в советское время, в период распада СССР, насколько я понимаю, видя госакты, «Кристалл» зашел в баланс приватизации вместе с заводом. Нынешний JASYBAI RESORT был в ьсоветское время закреплен за предприятием «Майкаинзолото», но в момент приватизации значился за местным исполнительным органом в лице КГКП «Офиссервис».
— Если акимат сейчас просто не будет ничего делать, и резиденцией ко всеобщему удовольствию продолжит фактически владеть и управлять частный инвестор, вы как надзорный орган не будете против?
— Не могу сейчас сказать.