Понедельник, 8 июля
Меню

«Меня зовут Кожа» по-павлодарски

  • Салауат Темирболат-улы
  • 165
«Меня зовут Кожа» по-павлодарски
Фото автора и предоставленные администрацией театра

Новая постановка аймаутовцев заставит многое переосмыслить

Давно и хорошо известный многим поколениям казахстанцев киношный образ хулиганистого мальчика по имени Кожа с экранов телевизоров неожиданно перекочевал на театральную сцену. По рассказу автора подросток-непоседа, растущий у бабушки, постоянно вляпывается в какие-то истории и своими нелепыми шутками, наивными поступками, сводит с ума весь аул. И если у режиссёра одноименной ленты, снятой на «Казахфильме» ещё в 1963 году, Абдуллы Карсакпаева — это комедия, то в афишах Павлодарского театра им.Жусупбека Аймаутова постановка обозначена как драма. Но, как бы то ни было, и в кино, и в спектакле каждый зритель найдёт моменты, где можно и даже нужно глубоко задуматься, а где-то просто захочется громко посмеяться.

Красота — в деревенской простоте

С момента написания сценария до самой премьеры у авторов идеи ушло почти три месяца. Вроде немного, но как подумаешь, сколько вложено труда, хочется посмотреть на всё своими глазами и оценить результат. Невольно подкупает и то, что все с детства смотрели фильм «Меня зовут Кожа», и многое должно быть знакомо.

Наша редакция тихо наблюдала за процессом, и как только объявили о премьере, — мы решили не упустить момент. Первое, что бросилось в глаза и приятно удивило — простота оформления: порой громоздкие декорации, к тому же, если их передвигают при каждой новой сцене, а также заигрывание со спецэффектами, — просто «убивают» сам спектакль. То ли бюджета не хватило, то ли так было задумано изначально, — тут в деревенском пейзаже всего пара тюков сена, арба, фрагменты деревянного забора, традиционный круглый стол на фоне дома… Ну, и как часто бывает в деревне, — самодельный плафон над дверью и лампочка, которую надо постоянно подкручивать, чтобы на пороге загорелся свет.

«Для меня главным было убрать любые барьеры и сделать сам сюжет доступным зрителю. Потому всё взято из жизни. Кто вырос в деревне или часто ездил к бабушкам и дедушкам, катался на лошадях или велосипедах, бегал рыбачить или помогал пасти овец, знают, что вся деревенская красота — в её простоте. Так и у нас. В кино можно снять натурные сцены, подложить нейтральную музыку, снять с разных ракурсов — и этим украсить пейзаж. Мы в этом плане ограниченны, потому получился такой минимализм», — поясняет режиссёр постановки Жангельды Садыков, за плечами которого уже немало разноплановых спектаклей.

При этом он уточнил, что, действительно, больших денег на проект не затрачивали, и львиная доля бюджета ушла на костюмы советских школьниц с фартуками и красными пионерскими галстуками.

Один герой — два характера

Но что больше всего удивило — появление в постановке сразу двух главных героев. Один Кожа своими шалостями и озорством чинит всякие неудобства окружающим: то пропустит уроки, то подложит лягушку в сумку учительнице. Кожа №2 – прямая противоположность: добросердечный и мечтающий стать большим писателем, раскаивающийся за проступки, которые совершил первый Кожа.

«Я тот самый Кожа №1, который хороший, и пишет влюбленные записки однокласснице. Да, он вроде милый, много размышляет. Режиссер так решил, что я его должен сыграть. А вот мне чем-то образ второго Кожи кажется ближе, что ли. Я вырос в деревне, и у нас часто происходили похожие ситуации, потому что все мальчишки могут что-нибудь по-доброму натворить, что потом обязательно не понравится взрослым. Это ж обычное ребячество. Детства без этого не бывает», — делится размышлениями сыгравший роль хорошего Кожи Бекнур Дастан.

А еще молодой артист горд тем, что автор пьесы Бердибек Сокпакпаев — его земляк. Знаменитый детский писатель тоже родом из Раймбекского района Алматинской области, и в пьесе «Меня зовут Кожа» практически описывал своё детство и наблюдения за простыми односельчанами, жизнь родного аула и района.

«Для меня это первая большая роль, где помимо режиссерских требований и наставлений можно было полностью реализовать и какие-то свои задумки. Он сказал: главное — постарайтесь отойти от киношного варианта, ничего оттуда не копируйте. Все выложились, старались, но кажется, что-то из кино всё равно проскочило. Играя непоседу Кожу, вспомнилось и своё детство, хоть лягушку учителю мы не подкидывали, но иной раз тоже хулиганили», — смеется другой молодой артист, выпускник Казахской национальной академии искусств им.Т.Жургенова, 23-летний Акжол Дуйсенулы.   

А вот неоднозначная, почти отрицательная фигура одноклассника Кожи – белоручки и жалобщика Жантаса досталась другому молодому артисту, выпускнику Казахского Национального университета «Шабыт» Темирлану Мукатай. Ему же доверили стать ассистентом режиссера постановки.

«Для меня – это отличный опыт, надеюсь, справился. Раньше у меня были разные положительные образы, но отрицательные роли тоже нужны. С одной стороны, они делают сам сюжет интереснее, с другой – раскрывают потенциал главного героя», — отметил Темирлан.    

Ностальгия по доброму прошлому

Роль бабушки, которая вынуждена одна растить внука, сыграла Карлыгаш Жексембаева, заслуженный деятель культуры Казахстана, в актерской копилке которой больше 30 разноплановых ролей, в том числе в опереттах. Взять у неё интервью не получилось, спешила на поезд. Ведь постановкой «Меня зовут Кожа» труппа закрыла очередной театральный сезон. Сразу после премьеры многие артисты ушли в отпуск.

«История Бердибека Сокпакпаева – уже золотой фонд казахского искусства. В этом году отмечается 100-летие писателя, и нам тоже хотелось внести свою небольшую лепту в это событие. Лично я переживал за то, что зритель, который с детства много раз видел киноверсию этого произведения, может не воспринять спектакль, но, кажется, ошибался. По-моему, люди очень тепло приняли нашу версию этой пьесы. Во-первых – это такая ностальгия по доброму прошлому, потом, наш эксперимент с двумя главными героями, кажется, тоже пришелся публике по душе. Мы специально разделили роль на двоих актеров, чтобы зритель понимал, что есть Кожа – непоседа и добрый хулиган, а есть Кожа – большой мечтатель и философ. Мальчишка растет без отца, но есть родная мама, которая живет отдельно. Он всё время по ним скучает. Тут бабушка, мечтающая, чтобы он вырос хорошим человеком, тут школа, тут одноклассники, учителя, односельчане, — это его социум. И вот, переживая эти перипетии, мальчишка мечтает стать писателем, и, как показала жизнь, автор пьесы все-таки достиг своей мечты», — рассуждает режиссер постановки Жангельды Садыков.

Премьера спектакля состоялась. Учитывая сильную жару на улице и рабочий день, не все желающие смогли прийти на первый показ. Но те, кто всё-таки увидел завершающую сезон постановку аймаутовцев, надеемся, остались под большим впечатлением. Конечно, если внимательно присмотреться, то всегда можно найти какие-то изъяны и недоработки, но всё это теряется, когда ты погружаешься в общую атмосферу, сопереживаешь юному герою.

Большой плюс постановки и в том, что в ней есть время «на передышку» от монологов – это вокал и хореография. Простые песни, такие же незатейливые танцы, — в общем, всё как в детстве, всё, как в хорошем прошлом. 

Видео автора