Понедельник, 2 декабря
Меню

Крысиное королевство: павлодарцам придется бороться с грызунами за свой счет

  • Майя Шуакбаева
  • 209
Крысиное королевство: павлодарцам придется бороться с грызунами за свой счет
Фото: pixabay.com

Из-за нашествия крыс с наступлением темноты горожане боятся выпускать детей из дома. Агрессивные грызуны бесстрашно атакуют магазины и жилые дома. Люди видят причину своих бедствий в соседстве с животными и требуют перевезти приют для животных в другое место.

Пенсионер Иван Илютин живет в частном доме на улице Ген. Дюсенова в Павлодаре с рождения, но такого нашествия крыс не припомнит. С началом весны каждый вечер мужчина, как и его супруга, выходят с палками и лопатами во двор на неравный бой с грызунами. Зачастую крысы превосходят пенсионеров по численности. Но семейная чета не из робкого десятка: в уличном мусорном ведре всегда есть пара-тройка побежденных ими вредителей: 

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

«Ночью выйдешь – кишат! Я вчера палкой бил их, ходил», — устало говорит Иван Илютин.

На вопрос, откуда в частном секторе взялись крысы, мужчина кивает на соседний дом.

«Здесь рядом собачий приют. Кормят же собак. Крысы в дыры пролезают. Всю нашу рассаду капусты сожрали. Неприятно ходить! Они еще не боятся. Одна на меня вчера поворачивается и рычит», — продолжает пенсионер.

По словам здешних жителей, крысиный яд с прошлого года приходится покупать регулярно. Но распространители опасной инфекции плодятся круглый год, и крысиный выводок за раз может достигать до десяти особей. Поэтому с наступлением ночи грызуны вольно передвигаются по улицам частного сектора, представляя уже реальную угрозу для людей.

«Туда (в приют – ред.) привозят мясо, кости, и крысы их растаскивают! Мы обращались в акимат. Оттуда приходили, сказали, что им построили приют за городом. Но это же центр! Мы здесь живем, у нас дети, которых мы вечером не выпускаем на улицу! На взрослого не нападут, а на четырехлетнего ребенка крысы нападут», — рассказывает жительница дома на ул. Ген. Дюсенова Ирина Ахматова.

На нашествие крыс жалуются и жители близлежащих переулков: Депутатского и Водников. Люди уже направили коллективные письма акиму города Хасару Хабылбекову, депутату по своему округу Виктору Пряхину, санэпидемиологам и прокурорам. Жители просят переселить приют в другое место.

Ответов на обращения авторы коллективных писем еще не получили, но в акимате города «НЖ» пояснили, что работы по дератизации проводятся по заявкам обслуживающих организаций дважды в год – весной и осенью.

Весенняя кампания завершилась в апреле. Но травить грызунов за бюджетные средства можно только в многоэтажных жилых домах, государственных, общеобразовательных, дошкольных и медицинских учреждениях.

«На территориях частных предприятий и организаций мероприятия по дератизации поводятся собственником или землепользователем. Если это частный сектор, собственники домов должны провести работу по дератизации своими силами», — пояснила пресс-секретарь акима города Айнур Садвокасова.

Руководитель горуправления санэпидконтроля Александр Сафяников ответил письменно. По его словам, ведомство проводит дератизацию только по обращениям на наличие грызунов в подвальных помещениях жилых домов. В этом году таких заявок было четыре.

Если грызунов выявляют, санэпидемиологи выдают предписание об устранении нарушений. На публикации о крысиных набегах в Павлодаре санврачи отреагировали следующим образом: направили письма в отдел земельных отношений, территориальную земельную инспекцию и областное управление ветеринарии «о рассмотрении в рамках компетенции вопроса деятельности питомника».

Известно, что в автоматизированной информационной системе государственного земельного кадастра целевым назначением участка, где располагается питомник, указан жилой дом.

Руководитель отдела управления ветеринарии Павлодарской области Галым Бейсенов поясняет, что собачий приют принадлежит зарегистрированному общественному фонду «Вместе».

«Общественному фонду был предложен вариант переехать за черту города. Акиматом был выделен земельный участок в Восточной промзоне, где находится государственный питомник. Предоставлялась возможность переехать туда же и этому приюту. Мы готовы принять их животных. В настоящее время в государственном приюте содержится 166 собак при проектной мощности на 300 особей. Но закон прописан так, что у нас нет полномочий забрать этих животных. Тем более государственный орган не имеет права вмешиваться в дела общественного фонда», — резюмирует Галым Бейсенов.

Между тем руководитель ОФ «Вместе» Александра Старина, которая заботится о четвероногих обитателях приюта на улице Ген. Дюсенова утверждает обратное. По ее словам, зоозащитники уже три года обивают пороги акимата, чтобы добиться выделения участка для организации приюта за городом.

«14 июня будет три года, как мы просим выделить нам участок земли за городом, чтобы перевезти туда приют, но воз и ныне там. Мы прошли все инстанции в городе и области, где нам обещали помочь. Но все только на словах, пустые обещания, которые ничем не подтверждены. Когда мы взяли под патронаж приют, в нем находилось 170 собак и 94 кошки, сейчас у нас 73 собаки и 22 кошки. За три года мы не приняли ни одного животного. Приют работает только на раздачу питомцев. Нам никто не предлагал передать их куда-либо. Кроме того, в Павлодарской области нет государственного приюта, есть только центр временного содержания животных, а это принципиально разные вещи. В приюте животные живут, а в питомнике содержатся только два месяца. А по поводу крыс: собаки не разводят и не питаются крысами. Они их давят, поэтому на нашей территории их нет. Когда снесли ветхие бараки на ул. Ген. Дюсенова, пошла первая волна крыс по частному сектору. Кроме того, по соседству находятся рынки. Мы, как и остальные, ежемесячно проводим дератизацию грызунов. И в городе очень много мест, где нет собак, но есть крысы, например, многоэтажные дома», — комментирует Александра Старина. 

Тем временем социальные сети «кишат» сообщениями горожан о появлении крыс в самых разных частях Павлодара. К примеру, во дворе дома 6 на улице Торайгырова. Или в фастфуде на Катаева – Естая, где крысиный «шеф-повар» снимал пробу со свежеприготовленной самсы.