Среда, 26 июня
Меню

Нас и здесь неплохо учат

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 108
Нас и здесь неплохо учат
Коллаж редакции «НЖ»

Почему павлодарские выпускники все меньше выбирают российские университеты

Павлодарские выпускники школ готовятся перейти во взрослую жизнь. Кто-то сдает ЕНТ для участия в конкурсе государственных грантов на обучение в казахстанских вузах. А кто-то решил поступать в зарубежные учебные заведения, поэтому сдает выпускные экзамены.

Ещё несколько лет назад это было настоящей проблемой: сотни лучших выпускников павлодарских школ уезжали в Россию и не планировали возвращаться. Однако, в связи с военными действиями на территории соседних стран, ситуация заметно изменилась. Об этом говорят и официальные цифры, и данные частных образовательных центров, занимающихся подготовкой к ЕГЭ.

Но начнем с официальной статистики: по данным министерства образования, в Казахстане 186 000 выпускников заканчивают школу в этом году. А уже в сентябре, по предварительным прогнозам, в первый класс будет зачислено практически вдвое больше — 370 тысяч детей.

Управление образования Павлодарской области в ответе на запрос информагентства «Наша жизнь» сообщило, что за последние пять лет в Павлодарской области окончили школу более 20 тысяч выпускников. Из них приняли участие в ЕНТ около 16,8 тысяч человек.

«Следует отметить, — говорится в документе, — что за последние пять лет наблюдается рост выпускников, желающих сдавать ЕНТ (2019 году – 2762 (77,1%), 2020 году – 3063 (81,2%), в 2021 году – 3788 (84,5%), в 2022 году – 3696 (85,9%), в 2023 году – 3565 (88,6%).

Не участвовали в сдаче ЕНТ за последние пять лет около 3,3 тысячи выпускников (2019 году – 821 (22,9%), 2020 году – 710 (18,8%), в 2021 году – 695 (15,5%), в 2022 году –607 (14,19%), в 2023 году – 459 (11,4%). Участие в ЕНТ не приняли по следующим причинам: поступление в учебные заведения ближнего, дальнего зарубежья и в колледжи РК, призыв в армию, устройство на работу и так далее», — заключили в управлении образования региона.

Если вспомнить недавнее прошлое, то борьба «за умы» абитуриентов с российскими вузами велась нешуточная. Вот что об этом писали СМИ в 2018 году: «Как павлодарские власти борются с утечкой мозгов. В Павлодаре сотрудники правоохранительных органов ворвались в СШ №6, где шло тестирование 86 местных 11-классников преподавателями Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), и вдобавок остановили два автобуса, в которых 84 выпускника школ ехали в российский Карасук. Об этом редакции рассказали родители выпускников: по их мнению, таким образом власти пытаются сорвать поступление павлодарских школьников в российские вузы».

Тогда же журналистам пояснили: «22 марта 2018 года около 16.00 в управление миграционной службы ДВД Павлодарской области поступила информация от жителя областного центра о том, что в средней общеобразовательной школе № 6г. Павлодара пребывают иностранные граждане… При проверке документов у четырех граждан Российской Федерации нарушений правил пребывания иностранных граждан на территории Республики Казахстан не установлено».

Как выяснилось, полицию вызвал тогдашний глава управления образования области Дінислам Болатханұлы (сейчас он занимает должность главы управления развития человеческого потенциала Туркестанской области):

«Я имею привычку после работы в выходные дни просто объезжать город и смотреть организации образования — школы, детские сады. 22 марта, на Наурыз, мое внимание привлекла шестая школа, потому что там было скопление людей, — рассказал руководитель управления образования. — Естественно, у меня возник законный вопрос: что они делают? Увидев иностранных граждан, я пригласил сотрудников миграционной полиции. Последние выяснили, что преподаватели НГТУ приехали в Павлодар как частные лица, не имея никаких служебных удостоверений, командировочных листов… И когда они пересекали наши границы, указали, что едут в гости. Безусловно, любой гражданин Российской Федерации может быть у нас гостем, но он должен оставаться гостем, а не заниматься какой-либо деятельностью, например, официально представлять вуз…»

…При этом г-н Болатханұлы заверил: «Управление образования только радо, когда павлодарские дети поступают в зарубежные вузы, и двумя руками за присутствие зарубежных вузов на рынке образовательных услуг.

— Потому что это способствует развитию конкуренции между высшими учебными заведениями, — сказал он. — И если наши казахстанские вузы не устраивают выпускников школ, это проблема вузов, а не управления образования» …

Здесь нужно пояснить, что массовые услуги желающим поступать в российские вузы тогда оказывал Славянский центр. Но с тех пор, как нам известно, этой деятельностью он больше не занимается. Чего не скажешь о частных образовательных центрах, коих в Павлодаре немало.

Мы поговорили с представителем одного из них, который на условиях анонимности пояснил несколько интересных моментов.

— Действительно, желающих поступать в российские вузы стало значительно меньше. Если говорить о нашем центре, то в два с половиной раза. И родители, и сами абитуриенты опасаются ехать в Россию на учебу. И с политикой это, однозначно, связано.

— А почему вообще, на ваш взгляд, уезжают учиться за рубеж?

— Я всегда говорю: учиться можно везде, это зависит от желания и способностей. Да, многие думают, что там больше возможностей, что якобы качество обучения выше. Но с начала военных действий Россию, к примеру, исключили из международного Болонского процесса, дипломы российских вузов больше не признаются в странах Евросоюза, их не берут туда на стажировки.

Хотя я всегда говорю, что все зависит от студента. Успешно учиться можно хоть где, если у него есть желание и способности. Поступить – это не главное, нужно еще уметь учиться. Сколько студентов отчисляется, даже до первой сессии не дотягивает, потому что быт, общага, они не приучены к самостоятельности, труду. Нет контроля родителей, они запускают учебу, хвостов накапливают. Полно таких случаев.  В Казахстане все-таки проще: у мамы жить и питаться не китайской лапшой…

— Вопрос, что называется, на засыпку: у вас есть прямые договора с российскими вузами о подготовке абитуриентов для них? Можно ли, не выезжая из Павлодара, поступить туда?

— Есть, но это называется «подготовка к олимпиадам». В принципе, школьник и без нас может зарегистрироваться на сайте учебного заведения и поучаствовать в их олимпиаде. Победителей они автоматически зачисляют. Это новшество последних 2-3 лет.

Поэтому если бы мы не организовывали выезды приемных комиссий, желающие и сами могут этим путем воспользоваться. Другое дело, что мы их целенаправленно к этому готовим.

— А мальчики не боятся ехать в Россию поступать?

— А чего им бояться? Просто не берут гражданство РФ, остаются с синим паспортом, кто их призовет? Но количество именно мальчишек, желающих поступать в российские вузы через наш центр, заметно сократилось.

— У нас же и само единое национальное тестирование за последние годы заметно упростилось, может, и поэтому больше желающих сдавать ЕНТ?

— Сильно упростилось, да. Но без подготовки и сейчас его сдать вряд ли получится, особенно если математика профильная. История Казахстана тоже сложная, у нас в этом году было три группы большие, потому что самим готовиться трудно, в школе системы нет. И с казахским похожие проблемы. Да со многими школьными предметами, на самом деле, так: школьная программа даёт обрывочные, бессистемные знания.

— Поэтому без работы вы не останетесь, понимаю… А взрослые идут к вам казахский язык изучать?

— У нас есть курсы по казахскому языку для всех классов, и они очень востребованы, потому что у нас учительница хорошая. И взрослые группы набираем, есть желающие.

— Чем мотивируют желание? Работодатель заставляет?

— Вы знаете, нет. Взрослые сейчас на лето к нам записываются даже просто подтянуть свой уровень. Многие учат язык «для себя», чтобы с людьми общаться. Знание государственного языка сейчас приветствуется в любой сфере.

— Недавно еще и новое требование для получения гражданства Казахстана было принято — о знании государственного языка на элементарном уровне, основы Конституции РК и истории Казахстана. Так что желающих изучать эти предметы у вас добавится.

— Пока таких обращений не было, но мы никому не откажем.