Вторник, 5 ноября
Меню

Как подросток с аутизмом менял реальность в обычной школе в Павлодаре

  • Ирина Адылканова
  • 298
Как подросток с аутизмом менял реальность в обычной школе в Павлодаре
фото автора

Мама и педагоги выпускника рассказали, как вместе прошли большой путь.

Среди павлодарских выпускников сегодня один особенный. На торжественном мероприятии, где чествовали лучших учеников общеообразовательной школы №43 ему аплодировали громче всех. Не за то, что Степан Алексеенко — подросток с аутизмом, получивший аттестат за 9 классов. Хотя парень учился по облегченной программе, он имеет значительные успехи в спорте, любит творчество, информатику и на республиканской олимпиаде по английскому языку занял первое место среди обычных ребят.

«Сегодня все в нашей школе, а многие и за ее пределами знают Степана. И это наш любимый ученик. Я хочу вручить отдельную награду и его маме, которая доказывает, что в этой жизни возможно все», – говорит директор школы Каиржан Молдабеков.

Но не все было гладко, когда в 2020 году Галина Алексеенко решила реализовать право сына на образование. Начальные классы ребенок посещал в коррекционной школе.

Галина Ивановна верит в своего сыны и поддерживает его

«Я не знаю почему, но однажды детей с ментальными нарушениями перевели отправили на домашнее обучение, и за год мы хлебнули его с лихвой. Изоляция полная, результата – ноль! Спасали только занятия спортом. Я возмущалась, а в ответ слышала – ну зачем вам школа? Тогда решила, что сын будет учиться как любой другой ребенок. Изучала документы и благодаря этому узнала, что министерство образования издало постановление, которое позволяет детям с особыми образовательными потребностями (ООП) посещать школы по месту проживания вместе с педагогом-ассистентом», – рассказала Галина.

Она добилась, чтобы психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) закрепила тьютора за Степаном.

«Вооружившись этим заключением ПМПК и постановлением миноборазования я отправилась в ближайшую школу, чтобы устроить его в шестой класс. Несмотря на идеи повсеместной инклюзии, наверное, мой приход произвел легкий шок, и администрация сначала всплеснула руками. Сказали, мы о таком вообще не слышали, не знаем, как это возможно? Полтора часа мы с директором беседовали, и он заинтересовался, решили попробовать. Времени до начала учебного года было в обрез, а тьютора для нас не было. Педагоги-ассистенты в Павлодаре, конечно, уже работали по линии благотворительных фондов. Но не от государства, и точно не в школе №43, так что пришлось объявить конкурс. В общем, учебный год для Степана начался в середине сентября. Тогда еще была «дистанционка» из-за коронавируса. Но ждали мы не зря. Степану достался тьютор замечательный», – говорит Галина.

Для Гульшат Искановой работа в качестве сопровождающего педагога-ассистента тоже была в новинку. Но у психолога большой опыт работы с детьми с инвалидностью уже имелся.  Она решила подобрать ключики к нему и задачу выполнила. Примерно полгода подросток испытывал ее на крепость.

Тьютор Гульшат Исканова: «Мы получили колоссальный опыт»

«Главное, любить детей и можно решить все. А работа с людьми с аутизмом – это очень сложная задача. Мы же до конца не знаем, что происходит в каждом таком уме? Когда Степан начал заниматься в классе, он был гиперактивный, без навыков коммуникаций в сообществе. Например, мог среди урока плашмя упасть между рядами, поваляться, покричать. Ручку взять у одноклассника или выйти из кабинета. Со стороны смотрится странно, его сначала всерьез боялся один из учителей-мужчин. А я понимала, что это протест на давление извне. О чтении, выполнении письменных заданий на уроке при таких условиях речи не было. Спасибо школе, что мы все вместе провели большую с учителями, родителями, учениками, разъясняя, что это особенность подростка. Для нас открыли прекрасный кабинет психоэмоциональной разгрузки, где Степа может проводить время», – отмечает Гульшат Исканова.

Она рассказала, что стала искать возможность достучаться до подростка через его интересы. Главный вопрос, как подступиться к ребенку, как получить о него результат? Сегодня ясно, что он серьезно увлечен английским языком, программированием. Научился самостоятельно ходить в школу, обращаться к людям, не боится сцены, знает всех учеников и педагогов, вежлив и обладает чувством собственного достоинства и вкусом.

В комнате психоэмоциональной разгрузки школы №43 проводилась большая работа

«Конечно, он остался особенным, нуждается в посторонней помощи. Но до школы и после – это абсолютно две разных человека. Не только мы учили Степана, но и он нам подарил бесценный опыт. От отношения к людям с ментальными нарушениями, до разработки школьных программ и даже учебников. Ведь учителю надо выстроить учебный процесс в классе для «нормотипичных» детей и одного особенного. Как родителям дома закрепить знания? Мы сейчас делимся опытом с коллегами. Может, пока не все идеально, но глядя на Степана, мы радуемся», – заключают тьютор Гульшат Исканова и директор школы Каиржан Молдабеков.

Педагоги проводили Степана во взрослую жизнь, а за ним в школе №43 уже шесть особенных учеников. Число тьюторов в регионе тоже выросло, но пока их ценная работа низко оплачивается. Их считают кем-то вроде школьных нянь, но это далеко не так.

«Мы покидаем школу с огромной благодарностью. Но намерены идти дальше, получить профессию в колледже. Кто-то снова скажет, что цель нереальная. Но я точно знаю, Степан сможет овладеть нужными навыками, трудоустроиться и не потерять себя», – говорит Галина Алексеенко.