Воскресенье, 8 сентября
Меню

Сто лет в обед: жители ветхих микрорайонов Павлодара просят снести их дома

  • Майя Шуакбаева
  • 878
Сто лет в обед: жители ветхих микрорайонов Павлодара просят снести их дома
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Однако городским властям пока нечего предложить людям, прозябающим в нечеловеческих для жизни условиях. В Павлодаре четыре старых жилых массива под снос, и только для застройки одного с горем пополам нашелся инвестор. Работы на участке ведутся с большими «пробуксовками», так что поводов для оптимизма у жителей камышитовых двухэтажек немного.  

Еще пару лет назад в микрорайоне на углу улиц Теплова-Джамбульская в Павлодаре было пять ветхих домов. Но один из них еще в 2009 году наполовину сгорел, жители уцелевшей половины строения еще 13 лет пытались выживать в постоянно разграбливаемом, облюбованном бездомными и наркозависимыми, доме. А после с горем пополам, сделав за собственный счет техническую экспертизу, признали камышитовую погоревшую щитосборку аварийной.

Если вы не знали, то согласно отечественному законодательству, одного плачевного вида конструкции для признания ей аварийной недостаточно. Часть жильцов переехала самостоятельно, часть, по словам соседей четырех домов, оставшихся здесь стоять, —  переселило государство. Но остов сгоревшего и теперь пустого дома так и стоит посреди двора, не вписываясь в облик «Таза Казахстан» и представляя собой настоящую свалку строительных материалов.

Четыре, оставшихся в жилом массиве, дома — тоже уже давно фактически аварийные, но не признанные ими документально. По словам местных жителей, они словно застряли в доисторическом городе. Вода с колонки, удобства (хотя удобствами уличные туалеты даже с натяжкой не назвать) – во дворе. Из прохудившихся стен, кровли дуют ветра и льет вода в дожди. 

 —  Мы работали на благо страны, пока были силы и здоровье, — жалуется инвалид второй группы, жительница микрорайона Сулушаш Алтыбасарова. — А сейчас остались за чертой бедности. Мне было 27 лет, когда я переехала сюда, сейчас уже за шестьдесят, и до сих пор жду новое жилье.

Наши дома неблагоустроенные, помои выливаем на улицу, туалеты на улице проваливаются уже. Дома тоже еле стоят.  Фундамент  размытый, крыша просвечивает.  Малейший  ветер — мы боимся остаться под завалами. Камышитовые стены крошатся, ни один гвоздик не вобьешь. В этих стенах строительные материалы-то какие: зола да камыш. Зимой невыносимо холодно, батареи еле теплятся. И чтобы не замерзнуть, всю зиму сидим на обогревателях. А все проводки оголенные.  И за такое тепло я со своего мизерного пособия большую часть отдаю за комуслуги. У меня в итоге не остается денег ни на «жили-были», ни на препараты, которые мне нужны. Ходила в акимат много раз, там говорят: вот-вот снесем вас, вот скоро, вот в 2023-м году, теперь вообще обещают не раньше 2025-2027 годов. Мы знаем, что нужны застройщики, и когда они приезжают, мы бежим им навстречу. А они говорят: все упирается в городские власти, у которых условие. Инвестор должен нас куда-то переселить, хотя бы на год. А эти расходы застройщики на себя не хотят брать, дорого выходит, — подытоживает Сулушаш. 

78-летняя пенсионерка Людмила Хмелёва торопится засветло на колонку. Вода в ней, к счастью, сейчас есть, зимой приходится таскать вёдра издалека:

 — 54 года этим домам, — подсчитывает про себя  Людмила Андреевна. – Я здесь с 2010 года живу, а переехать некуда, — вздыхает женщина.

Переехать некуда большинству местных жителей, основной контингент которых составляют пенсионеры и инвалиды. Несколько рейсов на колонку, к примеру, делает одинокая 75-летняя Бахыт Макашева. Согбенное сухое тело миниатюрной апашки сгибается под ними втрое в дни стирки и уборки, которые, несмотря на возраст, женщина затевает нередко. В похожем положении супружеская чета Камешевых.

Несколько лет назад хозяйка дома Гульбаршин в результате тяжелого заболевания стала инвалидом, и теперь питается через зонд. Женщине нужен постоянный уход, который целиком лег на плечи ее супруга Нурмагамбета. По иронии судьбы он работает в ТОО «Павлодар Водоканал», но приходя домой вечером, как и остальные, плетётся с флягами на колонку.

— Мечтаю о простом. Чтобы жена могла помыться в доме, не набирать воду в тазики. Чтобы туалет был в доме. Ухожу на работу, переживаю, все ли дома в порядке. Прихожу домой – тоже переживаю. Мечтаю, чтобы у нее были все условия, — честно говорит Нурмагамбет Камешев.

В акимате Павлодара поясняют, что в городе четырех ветхих массива (Теплова-Джамбульская, ЖД-вокзал, Затонский рынок, Павлова-Бекмаханова). А срок службы щитосборных строений, построенных когда-то как временное жилище, — 30 лет. Все камышитовые дома подпадают под программу комплексной реконструкции старых кварталов, утвержденной в 2021 году. По ее условиям, владельцам ветхого жилья выдают новое, равнозначной квадратуры. Однако строительство осуществляется только за счет частных инвестиций.

Касательно микрорайона на пересечении улиц Теплова-Джамбульская, план его детальной планировки утвердили в 2022 году. Когда-нибудь здесь вместо пяти старых домов на 32 квартиры появятся два девяти- и один трехэтажный дома для 192 семей. Но когда это произойдет, однозначного ответа у властей нет. 

— Жилье в этом массиве не признано аварийным, — поясняет главный специалист сектора градостроительства отдела строительства и архитектуры города Тимур Сейткалиев. – А чтобы признать аварийным дом, собственники квартир  самостоятельно за счет собственных средств заказывают техническое обследование. После того, как дом признан будет аварийным, можно будет приступать к сносу.  Но снос будут только производить только, когда будет договоренность с потенциальным инвестором. Сейчас все это на стадии переговоров, — говорит чиновник.   

По трем другим ветхим массивам также есть уже утвержденные планы детальной планировки. Кроме того, в марте 2023 года акимат Павлодарской области принял дорожную карту по обеспечению новым жильем собственников ветхих домов. Ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, тем более что у «Павлодарских тепловых сетей» зарезервированы энергетические мощности для жилищного строительства в этом микрорайоне.

В ноябре 2022 года в Затонском микрорайоне снесли, наконец, известный в народе, как «Бомбей» деревянный дом и другой по соседству. Вместо 20 ветхих строений по ПДП должны появиться семь многоэтажек. Однако летом 2023 года жители, временно переселившиеся на съемные квартиры, стали жаловаться на остановку строительных работ. Сейчас, по данным отдела строительства города, инвестор поднял в высоту уже несколько этажей, поэтому надежда на благополучное завершение строительства снова появилась. Появятся ли желающие освоить другие ветхие массивы Павлодара или продолжат «откусывать» у города лаковые куски в центре, застраиваясь впритык к другим домам, покажет время.

А жители микрорайона по улице Теплова в этом году продолжат биться за свои туалеты. По их словам, землю под уличными удобствами чиновники продали в частные руки.

— В акимате дали землю, — говорит житель микрорайона Алибек Итжанов. — Мы не даем ему строиться, а он хочет коттедж поднять. А нам говорят: куда хотите, туда свои туалеты и переносите!