Пятница, 27 декабря
Меню

У моря с названием Каспий… (Талыш глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 99
У моря с названием Каспий… (Талыш глазами казахстанца)
фото автора

Часть 6. Штурм Ленкорани

Ветеран роковой…
Опаленную пулею грудь я
Подпираю пустым рукавом,
Как костыль колеса
Подпирает хромое орудье.

Мало кто из приезжающих сегодня в Ленкорань знает о событиях, которыми отметился этот небольшой азербайджанский город в истории Российской империи – да еще в какое время!

При этом с историей Отечественной войны 1812 года — то есть войны с Наполеоном Бонапартом — так или иначе знакомы все живущие на пространствах бывшего Советского Союза. Как вы помните, генеральное Бородинское сражение той войны состоялось в конце августа 1812 года. Но параллельно со сражениями на европейском театре войны происходили не менее значимые события на Кавказе, где немногочисленный отряд (около 2000 бойцов) генерал-лейтенанта Петра Степановича Котляревского нанес ряд поражений персам, а в ночь на 31 декабря 1812 года начал штурм крепости Ленкорань.

Сегодня в российской историографии имя генерала Котляревского прочно забыто. А между тем современники ставили его на одно из первых мест среди военных деятелей России XIX века. Котляревский принял боевое крещение в 1796 году в походе против персов, а закончил свою карьеру в 1812 году, воюя всё с теми же персами. И свою последнюю битву за Ленкорань он выиграл страшной для себя ценой.

Кампания 1812 года проходила для Персии не слишком удачно. Генерал Котляревский внезапной атакой при Асландузе уничтожил 30-тысячную персидскую армию Аббас-Мирзы, а попытка поднять против России горские и тюркские народы Кавказа успехом не увенчалась.

Персидское руководство стало делать ставку на стратегическую оборону. При этом крепость Ленкорань как раз закрывала русским дорогу в Персию. Её оборонял сильный гарнизон в 4 тысячи солдат при 8 английских пушках.

Сама крепость была крепким орешком. Реконструированная при участии британских специалистов, она располагалась на левом берегу речки Ленкоранки, невдалеке от Каспийского моря, среди болот. Перед высокими каменными стенами имелся вал и ров, на углах возвышались хорошо укрепленные бастионы.

Стоит отметить, что персы в той войне вовсе не являлись слабым противником. Вооружены персидские солдаты были не хуже русских, а то и лучше — английскими ружьями и орудиями. Учили персов и часто направляли их французские и английские советники.

26 декабря 1812 года войска Котляревского обложили Ленкоранскую крепость, и на следующий день Петр Степанович предложил персидскому командующему Садых-хану «во избежание вредного и напрасного пролития крови» сложить оружие.

Однако Садых-хан приказал своим воинам стоять насмерть, заявив:

«…лучше умереть славною смертью, сражаясь смело и стойко за родину, нежели быть растерзанными лютыми северными медведями»!

Персидские воины поклялись умереть, но не сдаться. И выполнили данное слово.

Получив отказ, русский генерал приказал начать бомбардировку крепости. 28-29 декабря русские орудия обстреливали цитадель, но без особого успеха, так как небольшие полевые пушки не могли повредить крепкие стены. От навесных выстрелов персы скрывались в блиндажах, примыкавших к стенам.

Видя бесполезность бомбардировки, Котляревский отправил Садых-хану второе письмо, снова предлагая сдать крепость. Персидский комендант не стал отвечать.

Генерал Котляревский решился на штурм, хотя у него было всего 1700 штыков из гренадер Грузинского полка, егерей 17-го полка, солдат Троицкого полка и моряков Каспийской флотилии из Каспийского морского батальона. Осаждать крепость столь малыми силами зимой было невозможно. Осадной артиллерии не имелось, да и боеприпасы кончались. А к обороняющимся могли в любой момент подойти подкрепления из Персии.

Поэтому 30 декабря Котляревский издал приказ, в котором известил своих солдат, что «отступления не будет».

Персы в Ленкорани защищались упорно, и в какой-то момент штурм почти захлебнулся. Видя это, генерал лично бросился в бой, примером увлекая за собой солдат. Он получил два тяжелых ранения: одно в ногу, другое в голову.

Котляревского с выбитым правым глазом, раздробленной верхней челюстью и простреленной ногой нашли под грудой тел. Он настолько страшно выглядел, что солдаты начали его оплакивать, думая, что их любимый командир пал. Но генерал открыл уцелевший глаз и сказал:

«Я умер, но все слышу и уже догадался о победе вашей».

Увы, это было последнее дело русского генерала. Он выжил, несмотря на страшные раны, но уже не мог руководить войсками. Ранения, полученные под Ленкоранью, доставляли ему тяжелейшие физические страдания. При этом он никогда не выпячивал своих заслуг перед царем и Отечеством, был скромен, застенчив и не любил шума вокруг своего имени.

Но именно этот человек своей храбростью, взяв Ленкорань, положил конец длительной русско-персидской войне, ибо вскоре после взятия Ленкоранской крепости она прекратилась.

Продолжение следует …