Часть 5. В столице Талыша
Несколько известных версий этимологии названия Ленкорань совершенно недвусмысленно указывают на его ираноязычное происхождение. Например, по одной из них название произошло от персидского «Ленгеркюнан», что в переводе означает «якорное место, берег, рядом с которым проходят корабли».
Действительно, большинство населения Ленкорани составляют талыши и город является главным центром популяции талышского народа в Азербайджане.
Город не слишком большой, тысяч под 60 населения, но уютный, тихий и чрезвычайно зеленый. Доминирующими сферами тут являются садоводство, чаеводство, рисоводство, выращивание цитрусовых, пчеловодство и тому подобные занятия для людей, не любящих спешки — ну вот таких как я, например.
Кому-то Ленкорань покажется «немного сонной» (а каким еще должен быть небольшой город во влажных и теплых субтропиках?!), а кому-то — просто раем на Земле, где не нужно никуда торопиться, бесконечно «нажимая на педали» в надежде нагнать вчерашний день.
Здесь хочется просто жить, не торопясь и наслаждаясь каждой минутой.
Правда, окружающую безмятежность нарушают время от времени разного рода диссонансы, на которые нельзя не обратить внимание.
Неподалеку от здешнего железнодорожного вокзала располагается мемориал, посвященный геноциду азербайджанцев армянами. Эта вражда, оказывается, длится более 100 лет — я, признаться, даже не подозревал, что у нее настолько продолжительная история.
Действительно, этнический конфликт между армянами и азербайджанцами имеет очень глубокие исторические корни, но по-настоящему антагонистические формы он принял где-то к концу XIX века. В те времена армянские магнаты смогли закрепиться даже в Баку, где в результате массового притока населения, вызванного нефтяным бумом, азербайджанцы стали этническим меньшинством.
Впоследствии немало серьезных ошибок наделала Советская власть. Например, до 1988 года азербайджанцы большими группами компактно проживали на территории Армении. Однако, в отличие от армян, живущих на территории Нагорного Карабаха, власти СССР не предоставили территориям компактного проживания азербайджанцев статуса автономии в пределах Армянской ССР.
В результате всех перекосов армяно-азербайджанский конфликт вошел в историю ХХ века и уже нашего времени как один из самых трагических вооруженных конфликтов, а его последствия отразились на судьбах миллионов армян и азербайджанцев.
Сегодня мнения азербайджанцев по этому поводу сильно разнятся. Одни уже устали от вражды, вспоминают, как в советское время все жили вместе, и хотят помириться. Другие кроют армян последними словами и желают продолжения войны уже на армянской территории.
При этом абсолютно во всех городах Азербайджанской Республики, где мне удалось побывать, встречается очень много мемориалов, посвященных военным, погибшим на этой бесконечной войне…
Заметный контраст с благоустроенной и обихоженной Ленкоранью создают окрестности заброшенного железнодорожного вокзала. Рельсы здесь практически полностью покрыты ржавчиной, и только где-то вдали на путях стоят ржавые вагоны-рефрижераторы. Говорят, до известной истории с пандемией тут регулярно ходил поезд на Астару, но теперь следов какого-нибудь движения не видно совсем.
Если пересечь железнодорожные пути, то можно прямиком выйти к Каспийскому морю, где когда-то была благоустроенная набережная. Теперь все порядком обветшало, местный пляж находится отсюда довольно далеко, а окружающее пространство замусорено и выглядит довольно удручающе. Хотя какие-то попытки ремонта местами все же проглядывают.
И все же сам город производит приятное впечатление своей чистотой и ухоженностью. В Ленкорани имеются настоящие шедевры азербайджанской архитектуры – такие, как дом Мирахмад хана Талышинского (Хан-Эви). Это здание, построенное в 1913 году из белого и красного кирпича, отражает всю красоту и мастерство восточного зодчества. Мирахмад заказал его для своей супруги Тугры, когда та победила в конкурсе красавиц Закавказья.
Мирахмад хан был деловым человеком и вел торговлю с Францией. Его связи в Европе помогли привлечь к строительству французских архитекторов, которые и спроектировали изысканное здание, в котором смешались черты азербайджанской и европейской архитектуры. Белый и красный кирпич для возведения дома доставлялся морем из Баку, а сам дворец стал первым многоэтажным зданием в Ленкорани, бывшей на тот момент исключительно одноэтажным городом. Также дом Мирахмад хана Талышинского стал первым, где было проведено электричество (с установкой специальной электростанции) и установлена система центрального отопления.
После революции здание национализировали и использовали для работы органов советской власти, а с 1991 года во дворце Хан-Эви находится Ленкоранский государственный краеведческий музей. В его фондах хранится более 7000 экспонатов, рассказывающих об истории края. Это предметы быта из глины и металла, традиционная одежда и великолепные азербайджанские ковры. В залах музея имеются постановочные композиции с объёмными фигурами, показывающие как жили люди в Ленкорани много лет назад.
Продолжение следует …