Вторник, 21 мая
Меню

Почему перевозчик в Павлодаре судится с акиматом

  • Майя Шуакбаева
  • 390
Почему перевозчик в Павлодаре судится с акиматом
Фото: Асхат Аманбеков

И попросил льготников платить наличными в своих автобусах с 30 апреля

Давайте, наконец, узнаем истинную причину появления 25 апреля в автобусах на маршрутах №1, 1Э, 2, 9 18, 27 неоднозначного объявления от ТОО «Павлодарский автокомбинат». Напомню, предприятие предупредило о том,  что с 30 апреля оплату за проезд в автобусах пассажирам льготных категорий нужно будет передавать наличными кондуктору, поскольку компенсацию за их перевозку отдел ЖКХ оплачивать перестал. Известие изрядно всполошило общественность.

«Данная информация не соответствует действительности. Проезд для льготных категорий граждан действует»: из немногословного поста на странице в социальной сети акима Павлодара Хасара Хабылбекова понятнее ситуация не стала.  

А уже к вечеру скандальное объявление сменило другое — следующего содержания: «Вопрос оплаты за льготный проезд решен положительно».  Большинство восприняли действия перевозчика, как очередную манипуляцию и социальный шантаж. Директор ТОО «Павлодарский автокомбинат» признается, что был вынужден, мягко говоря, обострить ситуацию:  

—  Нас «шантажировали» четыре месяца, не выплачивая компенсацию за проезд 16 льготных категорий граждан, — поясняет Александр Леонидович. — Мы как-то выкручивались. Только за первый квартал этого года мы имеем 109 млн убытков, практически четыре с половиной месяца, с середины декабря мы не получали возмещения за перевозку льготных категорий. В итоге, были вынуждены просто обратиться к людям, потому что у нас не было денег на топливо и мы могли полностью остановиться. Мы рассчитывали, что акимат поймет, что мы не в состоянии сами выживать. И в принципе, заместитель акима акима Павлодар Ануарбек Аманов составил с нами разговор и дал гарантии, что до 2 мая нам выплатят все причитающиеся деньги.

В июне прошлого года мы купили 10 новых автобусов, еще 10 новых автобусов пришли на этой неделе. Их могло бы быть больше, если бы после приобретения партии нового транспорта нам изменили бы размер субсидирования, как того требует законодательство РК. Мы на этом потеряли около 700 млн тенге.  После постановки на учет этих новых автобусов нам обещают пересмотреть тарифы, которые служат основой для исчисления размера субсидирования. Есть расчетный тариф на маршруте (фактические затраты: топливо, заработная плата, ремонт, обновление, налоги и тд) и тариф, который устанавливает организатор перевозок (тариф для пассажиров). Разница между этими тарифами и является сумой субсидирования для восполнения убытков предприятия. На каждом маршруте расчетный тариф разный. Если это обещание будет выполнено, положение предприятия выровняется, в течение года мы сможем купить еще не менее двадцать автобусов, — заверяет Александр Панченко.

И как-то вскользь упоминает, что основные баталии между перевозчиком и акиматом Павлодара скоро развернутся в зале заседания специализированного межрайонного  экономического суда. Панченко не удается уйти от моих расспросов.

Как выяснилось, 3 апреля ТОО «Павлодарский автокомбинат» получил от отдела ЖКХ города уведомление о расторжении в одностороннем порядке действующих договоров на перевозку пассажиров по шести популярным маршрутам. Причиной в акимате назвали – устаревший автопарк предприятия.   

— 10 автобусов — в июне 2023 года, через девять месяцев мы купили 10 новых машин, — говорит директор ТОО «Павлодарский автокомбинат». – В договоре сказано, что мы должны обновляться не меньше, чем через два года после получения субсидий. Мы выполняем свою часть, они – нет. Нерегулярно и не в полном объеме. Договор о поддержке был подписан акиматом области и города, при этом, было гарантировано полное субсидирование и неизятие маршрутов в течение всех лизинговых платежей за автобусы. А это ближайшие семь лет. За последнюю партию транспорта мы внесли 25% от всей суммы, 160 млн тенге, — добавляет мой собеседник. — Мы подали в суд незаконные действия отдела ЖКХ. Потому что обновление подвижного состава без субсидирования в полном объеме невозможно и незаконно. 

К сведению, основные договоры на обслуживание маршрутов №1, 1Э, 2, 9 18, 27 с ТОО «Павлодарский автокомбинат» были заключены в период с 2011 по 2013 годы. В последующие годы были заключены различные дополнительные соглашения.

Однако, в письменном ответе, выданном мне на руки главным специалистом сектора общественного транспорта отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уланом Динтаевым значится, что договор между ведомством и ТОО «Павлодарский автокомбинат» на оказание услуг, цитирую, «по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право бесплатного и льготного проезда» был заключен в  апреле (это новый договор, о котором не знает даже сам перевозчик? – М.Ш.) И в оплату по нему перевозчик получит не позднее 30 календарных дней, то есть в начале мая.  

– Акимат подтверждает, что четыре с половиной месяца не выплачивал перевозчику компенсацию за проезд льготных категорий граждан? – спрашиваю я у главного специалиста отдела ЖКХ.

— Мы не подтверждаем эту информацию, — отвечает Улан Динтаев. — Оплата была произведена 6 апреля текущего года. Помимо этих оплат, то есть возмещения за льготников, выплачиваются субсидии. ТОО «Павлодарскому автокомбинату» было направлено уведомление о несиполнении договорных обязательств, так как у них имеются автобусы, которым больше 30 лет. В этом уведомлении было указано, чтобы они обновили свой подвижной состав. На сегодняшний день на линию по плану  должны выходить 52 автобуса, а выходит 46. И большая часть из них —  старые автобусы, в которых нет никакого комфорта для граждан. Идут обоснованные жалобы, — комментирует позицию акимата мой собеседник.

В информации, предоставленной мне специалистом отдела ЖКХ города, сказано, цитирую: «ТОО «Павлодарский автокомбинат» не в полной мере проводит работу по обновлению подвижного состава, что является существенным нарушением условий договоров на право обслуживания маршрутов (…) На постоянной основе на маршрутах работают автобусы со сроком эксплуатации более 30 лет (1991,1992 годы). Несвоевременное обновление подвижного состава оказывает влияние на качество и безопасность перевозок (…). Учитывая, что перевозчиком нарушаются существенные условия договоров, отделом проводится работа с перевозчиком о необходимости обновления подвижного состава, что позволит повысить качество услуг, предоставляемых жителям города».

При этом, ни в этом тексте, предоставленном специалистом отдела ЖКХ, ни в ответе пресс-службы акимата не говорится о намерении чиновников вообще расторгнуть договор с ТОО «Павлодарский автокомбинат». Акимат апеллирует суммами, выплаченных ТОО «Павлодарский автокомбинат» субсидий: в 2022 году – 398,8 млн тенге, в 2023 году – 1 млрд 107,3 млн тенге, а в текущем году – 171, 6 млн тенге.

Иск ТОО «Павлодарский автокомбинат» суд принял к рассмотрению. Сегодня должно было состояться первое заседание, но представитель акимата, пришедший на процесс, оказался совершенно к нему неготовым. Процесс перенесли на 10 мая. 

Фото объявлений предоставлены Светланой Вороновой