Почему при огромных запасах воды этого года пойму Иртыша, которая так нуждается в полноценных попусках, снова недозальют, сообщает Ratel.kz.
Природоохранные попуски, мешавшие владельцам домиков на Бухтарме и борцам с комарами, теперь мешают еще и мостостроителям в Семее и будут мешать новому мостовому переходу через Иртыш. Я вот чувствовала, что несмотря на большую воду обязательно отыщется серьезная причина, чтобы и на сей раз не заливать уникальную пойму Иртыша, занимающую площадь почти 350 тысяч га, как надо.
9 апреля состоялось заседание межведомственной комиссии по природоохранным попускам, и я подключилась к нему по зуму, чтобы послушать — не будут ли на этот раз, несмотря на более чем хорошую заполняемость каскада водохранилищ ВКО, придуманы причины, чтобы снова не дать нужного объема воды нашей многострадальной пойме. Напомню, в прошлом году пойма не была залита даже на треть. Тогда не разбирающейся в вопросе министру экологии Зульфие Сулейменовой напели, что, если сбрасывать воду, как запланировала межведомственная комиссия, и залить 65 процентов поймы, то в водохранилищах ее уровень опустится ниже критической отметки и ГЭС не смогут работать. Энергетики затем эту информацию опровергли, но было поздно, павлодарские скотоводы остались без сена, властям пришлось выделять три миллиарда тенге на удешевление кормов, экосистема была основательно нарушена.
И вот в этом году появилась хорошая возможность все исправить. «Казгидромет» выпустил справку-консультацию о накоплении влагозапасов по состоянию на 1 марта 2024 г., согласно которой сумма осадков за период влагонакопления в ВКО и области Абай на правобережных притоках Иртыша (реки Уба и Ульба) выше на 76% от нормы, в бассейнах рек Бухтарминского водохранилища выше на 62%, на левобережье Иртыша на 73%. Запас снега в бассейнах рек Уба и Ульба выше нормы на 69%, в зоне Бухтарминского водохранилища в два раза, на левобережье на 41% выше нормы. Имея такие запаса влаги и снега, можно было в кои-то веки провести нормальные весенние попуски в объеме 9,0 – 9,5 км3 и при этом залить до 97% поймы, включая те участки, которые не заливались десятилетиями.
Но в начале марта руководитель управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области Айгерим Кабылтаева озвучила предложение для межведомственной комиссии — провести попуски с объемом в пределах 5,0-5,5 кубокилометра воды и продолжительностью не более 20 суток с обеспечением максимальных расходов в пределах 3500 кубических метров в секунду в течение четырех-пяти суток, что позволит обводнить только около 70 процентов пойменных лугов. Зачем? Энергетики со стажем писали в своих письмах акиму Павлодарской области и в Ratel.kz, что инициаторами могут быть влиятельные агашки, имеющие дома отдыха на Бухтарме, которым не хочется, чтобы вода уходила сильно далеко от их пляжей. Они же, мол, зимой не дают накапливать необходимый запас, чтобы в случае весеннего многоводья их дома отдыха не затопило. Также полноценные попуски мешают павлодарским властям сражаться с комарами и мошками.
Вернемся к заседанию межведомственной комиссии, которое состоялось 9 апреля. На нем было радостно объявлено, что будет сброшено 6,5 миллиарда кубометров воды, что позволит впервые за 11 лет затопить 90 процентов поймы Иртыша. Ура? К сожалению, предчувствия меня не подвели — представитель Абайской области заикнулся о том, что большой поток воды может помешать мостостроителям, возводящим мост через Иртыш в Семее. Участвовавший в заседании мажилисмен Нуржан Ашимбетов, бывший в свое время замакима Павлодарской области и акимом Павлодара, на это посоветовал подрядчикам, строящим мостовой переход, воспользоваться ситуацией и посмотреть — как их водопропускная система поведет себя во время высокой воды, и если вдруг окажется, что она не справляется, скорректировать проект пока не слишком поздно.
— В 2015 году у нас была такая ситуация, — пояснил Ашимбетов. — Когда строили мостовой переход через Иртыш в Павлодаре и начались попуски, уже возведенные водопропускные сооружения не успевали пропускать воду со стороны Аксу. Строящийся мостовой переход превратился в своеобразную дамбу. Пришлось вскрывать недостроенный участок, пропустить воду и потом перепроектировать пропускной пункт. А на пойме и рыба нерестится, и разнотравье, и идет увлажнение почвы — оттуда вода поступает в колодцы близлежащих сел.
И что в итоге? А в итоге пресс-служба акима Павлодарской области сообщает: «В связи с образованием подпора в районе строительства моста в городе Семей отмечается поднятие уровня воды до критической отметки. Поэтому Иртышской бассейновой инспекцией принято решение о небольшом снижении сброса воды с Шульбинского водохранилища. С 16 по 24 апреля 2024 года объем попусков в р. Иртыш составит 3200 м3/сек… Таким образом, прогнозируемый объем природоохранных попусков на территории Павлодарской области — порядка 6,0 км3, общая площадь затопления поймы составит не менее 70-75%».
И это в то время, когда министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов с гордостью отчитывается перед казахстанцами: паводковые воды позволили наполнить все водохранилища страны, даже в засушливых регионах, что важно для сельского хозяйства, промышленности и питьевого водоснабжения. А паводковые воды Атырауской области направляются в Каспийское море, для этого сейчас роют каналы.
«Сбросы из водохранилищ реки Иртыш обеспечивают сельское хозяйство Павлодарской области и наполняют озера Костанайской области, — сообщил министр. — Эти попуски позволили эффективно обводнить Шидерты-Олентинскую зону и пополнить Аулиекольскую систему озер».
Не менее прекрасная картина по данным министра и в других регионах. «В Костанайской области крупные водохранилища каскада реки Тобол обеспечили безопасный пропуск паводковых вод и наполнились на 92%, что больше, чем в предыдущие годы. Теперь оба водохранилища способны на долгий срок обеспечить необходимым количеством воды жителей региона. В последний раз многоводие по реке Тобол наблюдалось в 2000 году, однако даже тогда не было такого интенсивного формирования стока…
В Акмолинской области наполнение Астанинского водохранилища составляет 99,6%. Это позволит в течение года обеспечивать питьевой водой население столицы, а также осуществлять природоохранные попуски для улучшения гидрологического состояния реки Есиль. Прошлогодний объем воды в Астанинском водохранилище не позволял в полной мере обеспечить город питьевой водой, из-за чего приходилось подпитывать водохранилище через Канал им. К. Сатпаева. Процесс был затратным и стоил свыше 2 млрд тенге. Повышение уровня воды в Астанинском водохранилище также благоприятно сказалось на ее очистке…
В Западно-Казахстанской области появилась возможность направить воду в Урало-Кушумскую систему лиманного орошения, которая способна принять около 1 кубокилометра воды из реки Жайык. В частности, каскад водохранилищ Урало-Кушумской может вместить 92 млн кубометров воды, системы лиманного орошения – 335 млн кубометров, озера – 420 млн кубометров. В реку Большой Узень планируется перебросить 50 млн кубометров воды, а в Камыс-Самарские озера – 100 млн кубометров…
В области Улытау впервые за время эксплуатации Кенгирского водохранилища зафиксирован максимальный сброс в объеме 270 млн кубометров. В связи с этим впервые за всю историю наблюдений вода, сброшенная с Кенгирского водохранилища, поступила через реку Сарысу в озера Кызылординской области. Наблюдается активное наполнение Теликольской системы озер Кызылординской области, что должно оказать благоприятное влияние сельское хозяйство региона…
А приток из трансграничной реки Или в Капчагайское водохранилище Алматинской области обеспечил экологический сток в объеме около 2,3 кубических километров в озеро Балхаш».
Вот интересно, там действительно воде дают так свободно мчаться по рекам и наполнять озера, или тоже она кому-то мешает и по факту не везде течет, как хочет? И насколько можно верить информации о наполнении водохранилищ?