Понедельник, 4 ноября
Меню

Оплатил и не доехал: что делать пассажиру?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1201
Оплатил и не доехал: что делать пассажиру?
Коллаж редакции «НЖ»

Не самая редкая ситуация: общественный транспорт сходит с маршрута, и поездка не завершена. Как вернуть деньги за проезд или компенсировать неоконченную/несовершённую поездку? Читательница рассказала о своём опыте. Успешном.

— Дело было пару недель назад. Забегаю в трамвай, остановившийся по ул. Машхур Жусупа, прикладываю к валидатору транспортную карту, и, довольная, сажусь. Через пару минут замечаю, что трамвай никуда не едет. Оказывается, где-то на линии пропало напряжение.

Светофоры на перекрестке меняют цвета, люди заходят в открытую дверь и сразу же оплачивают проезд, а трамвай стоит. Вагоновожатая не знает, как быстро починят линию. Бумажные билеты входящим пассажирам она не продает, просит подождать, но тех, кто не в курсе поломки и платит картой или QR, никто не останавливает. Подождав, некоторые пассажиры покидают салон.

Через 15 минут трамвай всё ещё стоял, я вышла и пересела на автобус. Интересно, а что с оплаченным проездом? Может, я могу воспользоваться автотранспортом без дополнительной оплаты? Кондуктор в автобусе так не считала и предложила пробить карту снова.

Окей, автобус и трамвай — разные перевозчики. Но, может, я могу рассчитывать на бесплатную поездку в трамвае? На обратном пути (трамваи уже ходили) я задала этот вопрос контролёру (сесть в трамвай и не встретить контролёра — большая редкость, а вот встретить троих контролёров за 20-минутную поездку — павлодарская обыденность) и услышала твёрдое «нет». Контролёр предложила обращаться в компанию, которая отвечает за электронную оплату проезда, то есть в ТОО «Смарт Автобус ПВ».

Не проблема. В приложении Avtobys есть поддержка: описала ситуацию, спросила, какие у пассажиров права. Ответ пришёл довольно быстро. Оператор оплаты велел обращаться к перевозчику.

Что ж, счёт уже шёл не на 100 тенге, а на интерес. Каков всё-таки механизм компенсации пассажирам в случае поломки/другой нештатной ситуации? Пересылаю вопрос на е-мейл Трамвайного управления и через некоторое время звоню в приемную перевозчика. Долго объяснять не приходится, там сразу перенаправляют в отдел перевозок. Не с первого раза, но дозваниваюсь. И тут вопрос чудесным образом решается.

Сотрудница спрашивает, как именно и сколько я заплатила, привязан ли к моему мобильному номеру какой-нибудь банковский счет, и, получив номер телефона, тут же сбрасывает на него 100 тенге. Ещё и приносит извинения за доставленное неудобство.

Скорость компенсации меня порадовала, способ удивил (подтверждения оплаты никто не потребовал). Узнать, общий ли это порядок или исключительный, не удалось: на е-мейл мне не ответили. Что ж, буду знать, что в подобных случаях надо звонить перевозчику.

Хотя, правило, кажется не универсальное. На днях была свидетелем другой ситуации. Трамвай, видимо, по ошибке, не изменил номер маршрута с 7 на 5, и группа женщин, ехавшая на Дачный, вынуждена была выйти после поворота на ул. Ломова. Вагоновожатая объяснила им, на какую остановку перейти, и посоветовала ехать по старым билетам (уж не знаю, бумажные они были или электронные). Что в общем-то логично.

А вообще-то перевозчикам (или властям города) имеет смысл разработать и опубликовать понятный алгоритм действий, как быть, когда поездка оплачена, но по вине перевозчика не совершена/не завершена. Чтобы пассажирам не приходилось проводить собственные расследования.

Послесловие

И позвольте ещё ремарку. С введением электронной системы оплаты проезда (или даже раньше?) в Павлодаре исчезли проездные. Те предоплаченные билеты, которые позволяли совершать безлимитное количество поездок в месяц.

А, собственно, почему? Система проездных — это общемировая практика, причём видов проездных билетов в городах с развитой транспортной системой может быть очень много: на разные временные отрезки и виды транспорта, безлимитные и на определённое количество поездок, для одного пассажира и для группы людей, с привязкой к одной транспортной зоне и нескольким.

Конечно, Павлодар не туристический Берлин, проездные на группу из пяти человек тут, пожалуй, излишни. Но обычные безлимитные абонементы на месяц/декаду/неделю ввести же можно? Это и пассажирам выгодно, и перевозчику. Тем более в городе электронная система проезда, которая позволяет (я надеюсь, позволяет?) программировать карты нужным образом.