Суббота, 23 ноября
Меню

В Павлодаре ради строительства одного социального объекта жертвуют другим

  • Майя Шуакбаева
  • 1805
В Павлодаре ради строительства одного социального объекта жертвуют другим
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

На месте единственного предприятия «Казахского общества слепых» власти собираются построить школу. Ту самую, что хотели возвести на месте уникального столетнего судоремонтного завода. Получается, из-за нарушения когда-то утвержденных градостроительных документов скандалы продолжают сопровождать национальный проект в области образования «Комфортная школа».

Пилотный проект реализуют согласно постановления правительства от 2022 года и уже утвержденного проекта застройки. На основании последнего документа 13 февраля этого года и принято решение о начале принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд для строительства школы на 1200 мест.

Напомним, в октябре прошлого года городские власти направили соответствующее уведомление руководству судоремонтного завода – уникального предприятия с вековой историей. А когда заводу удалось «отбиться» от планов чиновников, заместитель акима города Павлодара Светлана Гладышева пояснила, что подходящей земли в этой части города катастрофически не хватает. В Усольском микрорайоне за последние годы построили около тридцати многоэтажных жилых домов. Дети учатся фактически в три смены. В двух существующих учреждениях образования общей проектной мощностью на 2204 места обучается сейчас 3620 детей. По прогнозам специалистов, существующий дефицит в 1416 мест довольно скоро достигнет двух тысяч человек.

Куда смотрели власти при проектировании жилой застройки микрорайона, теперь задается вопросом директор предприятия ТОО «Учебно-производственное предприятие «ОО «Казахское общество слепых» (далее – КОС) Аргынгали Бердиев.

По всей видимости, наученные опытом городские чиновники на этот раз не стали высылать предприятию официальное уведомление о принудительном изъятии двух гектаров земли. Но стали часто захаживать, осматривать территорию, устно предупреждая людей с инвалидностью о предстоящем вынужденном переезде.

— В январе этого года, не уведомив нас в письменном виде, устно сообщили, что город хочет забрать предприятие под строительство школы, — рассказывает мой собеседник. — Хотя мы предлагали им рассмотреть другие близлежащие участки, например, район Рембыттехники. Там можно снести и построить школу, не трогая инвалидов, но ее придется выкупать у частников. Да, нам предлагали не один вариант: где-то магазин, где-то детский сад, где-то промышленную зону, но ни одно предложенное помещение нас не устроило, потому что там нужно просто все сносить и строить по-новому. Нет инфраструктуры, надо проводить или восстанавливать коммуникации. И на это все нам сейчас даже не дают времени, — сетует Аргынгали Бердиев.

По его словам, предприятие «КОС» — единственное в Казахстане, где более половины коллектива (а это почти сорок человек) инвалиды по зрению. Они, конечно, не могут обойтись без помощи зрячих, которые выполняют обязанности мастеров-контролеров, но с 1960-х годов здесь шьют чехлы на фильтровые установки АО «Алюминий Казахстана», специальную форму, постельное белье, одежду, корпешки, одеяла, матрацы и прочее. В магазине, который работает при цехе, и вправду, глаза разбегаются от изобилия форм, тканей и моделей готовой продукции.

— Я работаю здесь уже пятнадцать лет, научили шить на предприятии, — рассказывает инвалид первой группы по зрению Галым Тагибергенов. — Это наша единственная работа, потому что другую мы и выполнять не сможем.

— У нас все шьется по советским ГОСТам, каждый год мы проходим сертификацию. У нас здесь свой «город» в городе, — вводит меня в курс дела продавец-консультант здешнего магазина, инвалид по зрению Сона Зинченко. Работники предприятия, любя, называют дружелюбную Сону только ласково «Сонечка».

— У нас в этом микрорайоне свои магазины, аптека, клуб, библиотека, в обед мы можем пойти поиграть в шашки, шахматы, попеть в хоре. Мы не сидим у государства на шее, получая пенсию, мы стараемся приносить пользу. Для нас это очень важно. Нам жалко наши цеха, это наш второй дом. И если заберут землю, для нас это будет просто конец производства.  Здесь, помимо инвалидов по зрению, работают зрячие люди с ограниченными возможностями. Вот, наша Наташа Власова работает на вахте, не может ходить. А Гулбаим воспитывает одна ребенка, живет в общежитии. Сегодня она прибежала: «А правда, что и общежитие наше снесут? А куда я пойду, у меня же только прописка!» Переживает. Они же получают минимальную заработную плату, с вычетами – шестьдесят тысяч на руки. А на такие деньги как можно прожить? Они работают здесь за счет того, что им ехать никуда не надо, знают дорогу «на ощупь», — сетует Сонечка.

На самом деле, большинство работников предприятия, кроме инвалидов первой группы, которых довозит инватакси, хотят пешком на работу. И если цех перенесут за город, самостоятельно добираться до него они просто не смогут. Тем более, что у каждого работника свой объем работы, люди освобождаются в свое время.

— На девяносто процентов — это развал предприятия, — уверен Аргынгали Бердиев. — Насильно мы людей не сможем оставить. Это потеря квалифицированных кадров: рядом есть ателье. Наше предприятие – единственное имеет в штате своего технолога-конструктора, она просто уйдет. Мы и так не просим ничего у государства, тянем все сами. Понемногу ремонтируем свое здание, недавно обновили актовый зал. В планах запустить собственный мебельный цех, есть другие проекты. У нас обязательства перед нашими крупнейшими партнерами АО «Алюминий Казахстана» и другими. Неисполнение хотя бы одного пункта договора влечет для нас риск получить штраф в размере 20% от всей суммы договора. А это, по сути, крах.

Почему не исполняется градостроительный план? Почему отдали земли под частные и другие застройки, не заложив в проект строительство школы, когда были свободные территории? – задает в никуда эти справедливые вопросы Аргынгали Бердиев, сам инвалид первой группы.   

Между тем, в акимате города сообщили, цитирую, что «под отчуждение подпадают два земельных участка, в том числе ОО «Казахское общество слепых».

«В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, Законом о государственном имуществе Республики Казахстан собственникам земельных участков будет выплачена денежная компенсация по рыночной стоимости на основании независимой оценки земельного участка с недвижимым имуществом. Также ОО «Казахское общество слепых» будут предложены несколько вариантов для их дальнейшего размещения».

Инвалиды по зрению не намерены сдаваться без боя, они готовы дойти до суда. Другое дело, что общественное объединение республиканское, и если его руководство в Астане примет решение согласиться на условия павлодарских чиновников, судьба местного предприятия окажется под угрозой. В акимате города уточняют, что общежитие и клуб инвалидов не тронут.