Среда, 8 мая
Меню

Война вслепую: транспортники Павлодара ждут разъяснений от городских депутатов

  • Майя Шуакбаева
  • 694
Война вслепую: транспортники Павлодара ждут разъяснений от городских депутатов
Фото: pixabay.com

Из-за скандальной нормы в решении маслихата пассажиры льготных категорий граждан спорят с перевозчиками. Для бесплатного проезда в общественном транспорте Павлодара льготникам сейчас нужна только справка или карта. Но эта норма, считают в компании  ТОО «Смарт Автобус ПВ», бьет по карману транспортников.  

Жумабай Апсалямов – инвалид первой группы, и уже четвертый месяц он старается передвигаться преимущественно на такси. По словам мужчины, иного выхода у него нет. Между ним и перевозчиками, как выражается сам Жумабай, в ноябре прошлого года «возникли неприязненные отношения», вылившиеся в «репрессии» для человека с инвалидностью.  

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

— 3 ноября 2023 года в 20 часов вечера в маршрутном автобусе №18 я был избит водителем и кондуктором. Избили на основании того, что я езжу, не оплачивая проезд, якобы. Хотя я все это снимал на телефон и говорил кондуктору, что я инвалид первой группы. Несмотря на это в очень грубой форме кондуктор потребовала сделать оплату, затем пригрозила, что вызовет полицию, и я оплачу штраф. В конце концов, проехав три остановки, они вырвали из рук телефон, избили меня жестоко. При попытке вырвать телефон из рук кто-то из них наступил мне на руку и раздавил кисть руки. Были сломаны три пальца, выбит зуб, и я стал еще хуже видеть, — утверждает Жумабай Апсалямов.

Все произошедшее Жумабай снял на видео. Его оценку сейчас проводят стражи порядка. Проводится досудебное расследование по ст.107 УК РК «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», назначена судебно-медицинская экспертиза.  

Причиной возникших «неприязненных отношений», считает Жумабай Апсалямов, стало то, что кондукторы и контролеры (одни представляют перевозчиков, другие – компанию-оператора электронного билетирования  «Смарт Автобус ПВ») требуют у мужчины транспортную карту. Она у Апсалямова была, но ее по каким-то причинам дважды блокировали, с тех пор мужчина принял решение возить с собой только справку об инвалидности (точнее, ее заверенную копию). Поскольку эта норма прописана в решении городского маслихата от 26 мая 2022 года и распространяется на 16 льготных категорий граждан Павлодара.  

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Цитата из официального ответа на наш запрос:

«Согласно решения Павлодарского городского маслихата от 26 мая 2022 года, право бесплатного проезда в общественном транспорте города Павлодара предоставляется отдельным категориям граждан, в том числе лицам с инвалидностью первой группы, при предъявлении социальной транспортной карты или документа, подтверждающего право на льготу.

Таким образом, лицо с инвалидностью первой группы вправе предъявить кондуктору либо водителю документ, подтверждающий право на льготу (справку об инвалидности) или приложить социальную транспортную карту к считывателю валидатора для бесплатного проезда». Ответ подписал исполняющий обязанности заместителя акима Павлодара Каныш Адильжанов.

—  Я считаю, что возникли неприязненные отношения, и они в отношении меня устроили репрессии, — продолжает Жумабай. —  В течение ноября до конца декабря 2023 года меня пять раз доставляли в опорный пункт полиции, мотивируя тем, что я якобы не оплачиваю проезд. Хотя государство в лице городского маслихата гарантировало мне бесплатный проезд.  Меня постоянно отвозят в опорный пункт полиции, держат по полтора-два часа, полицейские не оформляют протокол о ложном вызове и всегда делают примирение сторон. На основании примирения нас отпускают. И буквально на следующий день, как только я  появляюсь в автобусе, меня сразу снова доставляют в полицию, и эта история повторяется.

Слова человека с инвалидностью подтверждает адвокат Болат Хамзин, представляющий безвозмездно сейчас его интересы: 

 — Сомнений в том, что ему был причинен вред средней степени тяжести, не имеется. А в решении городского маслихата указано, что инвалиды первой группы вправе передвигаться без указанной (транспортной) карты. Оно вступило в силу, и распространяется на все транспортные предприятия города.  

В решении городского маслихата изначально была прописана норма об обязательном наличии транспортной карты у пассажиров льготных категорий граждан. И она вызывала большое возмущение у горожан, которые были вынуждены приобретать карты (например, пенсионеры, не успевшие получить карты бесплатно до мая 2022 года) на собственные средства. Большей части льготников компания «Смарт Автобус ПВ» выдает карты бесплатно. И на тот момент прокурор Павлодарской области Кайрат Абдиханов внес протест, в решении маслихата изменили формулировку: или карта, или документ, подтверждающий льготу.

По словам исполнительного директора компании «Смарт Автобус ПВ» Талгата Токтаганова, эта норма повлекла за собой недопонимание. Его компания и перевозчики намерены обратиться в маслихат Павлодара с просьбой внести разъяснение в свое решение.

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

 — Когда контролер прикладывает карту к контролерскому валидатору, на экране выходит ФИО владельца, его ИИН. Но дело в том, что подтвердить: его ли эта карта или нет – без удостоверяющего документа нельзя. На справке об инвалидности фотографии нет. Поэтому контролеры и спрашивают: а ваша ли эта справка? Есть пассажиры, которые принципиально не носят с собой карту или документы, которые удостоверили бы его личность, и контролеру ничего не остается, как просто блокировать. карту. Когда пассажир придет в наш офис, предоставит подтверждающие документы, карту разблокируют и попросят впредь носить с собой документы. Мы ежедневно блокируем до 30 карт. Недавно, например, взрослая женщина ездила по школьной транспортной карте. Люди берут карты своих родителей, чтобы ездить бесплатно.

Социальную транспортную карту Жумабая Апсалямова, по словам моего собеседника, действительно, дважды блокировали. Именно после этого инвалид первой группы принял решение передвигаться на общественном транспорте, предъявляя исключительно справку. Но без транспортной карты, как поясняет Токтаганов, поездка пассажира в автобусе или трамвае не фиксируется. А значит, перевозчик не получает за его перевозку компенсацию из бюджета города. И такому примеру могут последовать все пассажиры 15-ти льготных категорий граждан (16-я категория «Школьник», и такая кнопка на мобильном валидаторе есть).

— Он показывает документ, и сейчас наши контролеры его просто пропускают. Но это означает, что он проехал бесплатно, ничего не заплатил, наша система не зарегистрировала его поездку, и соответственно, перевозчик, который вез его бесплатно, за него никакую компенсацию не получает. Раньше на мобильном валидаторе была кнопка «Социальная» для проезда 15 категорий граждан с бесплатным проездом. Наша компания выдает эти карты бесплатно, надо просто ее получить и зарегистрировать свою поездку. Когда 99% карт раздали, был принято решение убрать эту кнопку, потому что со стороны водителей, кондукторов были некоторые моменты. Например, пассажир оплатил проезд, а водитель пробивал ему билет за 0 тенге, то есть получал деньги и от пассажира, а потом еще и компенсацию из бюджета за него. По этой причине было принято решение убрать эту кнопку, теперь нажать ее кондуктор не может. И поездку пассажира без карты никак не зафиксировать, — резюмирует Талгат Токтаганов.  

Было бы проще сразу печатать именные социальные транспортные карты с фотографиями, тогда можно было бы избежать множества споров и проблем. Но поскольку за производство карт и их бесплатное распространение для льготных категорий граждан отвечает сама компания «Смарт Автобус ПВ», это выльется для нее в новые солидные расходы, к которым бизнесмены, по всей видимости, пока не готовы. Поэтому войны на линиях автобусных и трамвайных маршрутов будут продолжаться.