Сотни тысяч тенге тратят павлодарцы на необдуманные покупки в онлайн-магазинах. Люди жалуются, что даже не понимают, как это происходит. Ведь заходят в приложения маркетплейсов ради интереса, а в итоге тратят больше, чем зарабатывают.
Сам по себе шопинг — это приятное и безобидное занятие, но у многих он сопровождается импульсивными покупками. Шопоголизм – одна из самых сложных и выматывающих зависимостей. Сегодня у каждого второго в гаджете уже установлено как минимум одно приложение онлайн-магазина.
«До недавних пор покупал все в магазине, но сейчас больше онлайн. Нередко это дешевле, не нужно стоять в очередях, реже хамят за кассой и это удобно», — объяснил свою позицию житель Павлодара Арсен Мырзахан.
Психолог Татьяна Кравцова говорит о появлении специального термина ониомания – непреодолимого желания без необходимости покупать что-либо ради удовольствия от процесса покупки. Как и другие поведенческие зависимости, она может превратиться в навязчивую идею, способную привести к проблемам в других сферах жизни.
«Одно дело, если вы пошли в спортивный зал, там поработали и ваше тело вознаградило вас серотонином и дофамином. А тут делать-то ничего не надо, просто пальчиком потыкал и получил такое же удовольствие. Мозг, конечно, выбирает второй вариант, и это превращается в зависимость. Критерий зависимости от онлайн-магазинов заключается в том, что ваши суммы расходов превышают ваши доходы. Вас это тяготит и беспокоит, но вы все равно постоянно заходите в онлайн-магазин, как будто ищете что-то», — рассказала кандидат психологических наук, доцент Татьяна Кравцова.
По ее словам, особенно необходимо присмотреться к детям. Ведь если взрослый еще может управлять своими эмоциями и зависимостью, то ребенку сделать это куда сложнее.
По официальной статистике, основными пользователями маркетплейсов являются люди в возрасте от 13 до 47 лет.