Четверг, 21 ноября
Меню

Возвращая забытые имена: найдены уникальные документы о жизни Шаншар-султана и построенной им старейшей мечети Прииртышья

  • Салауат Темирболат-улы
  • 2482
Возвращая забытые имена: найдены уникальные документы о жизни Шаншар-султана и построенной им старейшей мечети Прииртышья
Карта 1871 года с указанием места Соборной мечети султана Шаншара. Фото автора и предоставленные архивистами

История — настолько непредсказуемая и интересная штука, что, начиная изучать и искать подтверждающие документальные сведения про одни события или героев прошлого, судьба неожиданно приближает тебя к другим. Мне как журналисту много лет не давали покоя мысли узнать больше об остатках старинного сооружения в районе нынешнего села Кызыленбек. Аксакалы говорили, что это была одной из первых деревянных мечетей в Прииртышье. С тех пор утекло много воды, а заняться вплотную этой темой удалось только сейчас. Оказалось, что параллельно в этом же направлении много времени работает и мой друг – историк и краевед Виталий Сирик. И вот наши пути сошлись, и на днях нам удалось найти старинные карты и другие важные документы. Причем не только про старейшую мечеть региона, но и о ее строителе – тринадцатом сыне правителя Прииртышья 18-19 века Султанмухамед (Султанбет) бахадур Султана – наследном султане Шаншаре. 

С документами не спорят

Зная какие-то отрывочные устные сведения из воспоминаний старожилов, опираясь на географические названия и древние топонимы, при этом не имея на руках каких-либо официальных документов, карт, чертежей или писем, конечно, трудно вообще что-то утверждать. Да, о Султанмухамеде бахадур султане и его вкладе в историю развития Павлодарского Прииртышья уже почти все известно: собраны порядка тысячи архивных сведений, есть его дипломатическая переписка с императрицей Екатериной II, сохранилось изображение личной печати, путевые заметки дипломатов и ученых прошлого, а также письма и приказы Омского генерал-губернатора и так далее. В центре Павлодара воссоздана уменьшенная копия его усадьбы, где сейчас расположен археологический Margulan-центр педагогического университета, изданы автобиографические книги.

Историк Виталий Сирик подчеркивает значимую роль 13 сына Султанмухамеда бахадур султана в истории Прииртышья и казахского народа

«Шаншар — один из наиболее известных младших сыновей Султанбет султана, яркий представитель политической элиты позднего Казахского ханства. Пожалуй, самый активный помощник своего влиятельного отца в исполнении различных очень важных и значимых дипломатических поручений. После смерти Султанбета именно Шаншар отстаивал права казахов на кочевку на правобережье Иртыша. Он лично ездил в Петербург, был на аудиенции у императора Александра I и получил от него грамоту, подтверждающую права казахов», — вот такие почти сенсационные сведения удалось разыскать в архивах Омска, Оренбурга и Санкт-Петербурга Виталию Сирику.

Более того, из этих же документов стало известно, что Шаншар был участником последних выборов казахского хана, когда степным правителем стал его родственник Букей Баракулы.   

На руках у Виталия есть еще масса документов, в том числе написанные арабской вязью, которые нужно перевести. Одновременно мы направили запросы нашим друзьям и коллегам в Центральный государственный архив в город Алматы. Я уже примерно знал, где и что нужно искать. Удивительно, но всего за один день, опять же благодаря давнему тесному сотрудничеству и взаимовыручке, нам удалось заполучить ровно 40 совершенно новых документов. Эти пожелтевшие от времени и очень хрупкие бумаги помогают пролить свет на многие ранее неизвестные страницы истории о жизни Шаншар султана и его потомков.

Марзия Жылысбаева — эти документы долго ждали своего часа, и своего исследователя (фото из личного архива)

«Для нас было приятно и важно узнать, что вы интересуетесь именно этими документами. Они долго ждали своего часа и своего исследователя. Потому что до этого никто серьезно их не изучал, не запрашивал. У нас свыше полутора миллионов единиц хранения, масса редких артефактов, конечно, один никто физически не сможет переработать такую массу информации, а у вас получился отличный тандем. Рады, что вам удается по крупицам синхронизировать, локализовать и восстановить важные детали из истории казахского народа, выдающихся личностях прошлого, жизни вашего региона», — напутствовала нас заместитель директора Центрального Госархива Казахстана Марзия Жылысбаева, обещая дальнейшую поддержку.

Уже после Нового года мы намерены приступить к поиску дополнительных документов, касающихся более раннего отрезка времени жизни тринадцатого сына Султанбет султана и других важных сведений, о которых мы пока можем только догадываться.  

Реконструкция сражения казахских воинов

Когда все карты раскрыты

Удивительно во всей этой истории еще и то, что буквально накануне Нового года, работая с коллекцией карт и планов госрахива области, выявились интересные сведения, которые больше не оставляют никаких сомнений на нашем пути. Вот как после этого не поверить в чудеса! На них четко обозначены места постоянного проживания и зимовок султана, а этот человек действительно имел огромное влияние, был на постоянном контакте с султанами других волостей, биями, российским императором, а еще много путешествовал по Азии.

Найти эти очень важные для окончательной локализации местности старинные военные и хозяйственно-экономические карты нам помогли архивист госархива Павлодарской области Куляш Есимханова и хранитель фондов Ольга Бурмистрова. Последние три документа нашлись буквально сегодня, датированы они самым началом и концом 19 века. На более ранних обозначены только исконно казахские топонимы. Уже позже появляются и русские названия.

Хранитель фондов госархивов области Ольга Бурмистрова помогла выявить уникальные сведения в 5 картах 18-19 веков

«Действительно, прежде чем что-то говорить официально, нужно руководствоваться фактами, может быть, подвергнуть сомнению отдельные моменты, изучить всесторонне документы, то есть провести кропотливую работу и доказать. А перед нами сейчас, например, есть генеральная карта земель 7 полка Сибирского казачьего войска, составленная в 1861 году. Тут отмечены населенные пункты вдоль берега Иртыша, в том числе высоты Подпускная и Кривинская. И здесь же мы видим запись «Соборная мечеть». Стоит она прямо на берегу Иртыша. Для нас это тоже большое открытие. Когда изучаешь документы и находишь сведения, которые подтверждают твои предположения, то, это уже великолепно, значит, результат достигнут. Сейчас мы вместе открываем совершенно новое имя. У нас об этом человеке почти никто не слышал, теперь же есть возможность внести его в историю. Достойная восхищения фигура, интересная биография, и, конечно, весомый вклад в развитие национальных интересов. Это очень здорово и хорошо для истории казахского народа, истории Павлодарской области и Казахстана», — поделилась своими мыслями специалист отдела научно-информационной деятельности госрахива области, «Отличник архивного дела Казахстана» Куляш Оразымбетовна.          

Архивист Куляш Есимханова — Сейчас мы вместе открываем совершенно новое имя в истории Прииртышья

Экспедиция к родным местам султана

Документы помогли установить точные годы жизни султана Айтей-Басентинской волости (потом она была переименована) Шаншара Султан-Мухамеда. Он родился в 1758, а скончался в 1819 году. Кочевья располагались напротив станицы Подспускное.

 Не так давно Виталий Сирик вместе с общественным деятелем Жумабеком Камзиным, который сам является потомком Султанбет султана, съездили к предполагаемому месту захоронения предка.

Общественный деятель Жумабек Камзин намерен инициировать вопрос восстановления мазара знаменитого султана

Раньше, по словам местных акскалов, там находился мазар, но в годы советской власти, как это случилось и с другими подобными культовыми объектами, сооружение снесли. Тем не менее, теперь локализовать местность, с учетом выявленных артефактов, не составляет особого труда. Тем более, на старинных картах почти все мазары известных людей, в том числе биев, батыров, деятелей духовенства и интеллигенции тех далеких времен четко отмечены. Люди веками чтили эти места и следили за их сохранностью.       

«Много упоминаний о Шаншар султане оставили и русские путешественники, например, историк Андреев указал его в своем труде «Описание Средней орды киргиз-кайсаков». Есть предположения, что о нем сообщает другой знаменитый путешественник, сын греческого купца Христофор Барданес в своей работе «Из [журнала] путешествия Христофора Барданеса в Киргизскую степь 1771 года». В частности, он сообщает, что в ауле Султанбета он встретил трех сыновей, одному из которых было 14 лет. Благодаря именному списку от 14 октября 1814 года, пребывающим казахам на вечной кочевке в границах России по Ямышевской дистанции, известен точный год рождения Шаншара», — анализирует уже собранную информацию Виталий Сирик.

Письмо окружного штаба Омского военного округа 1885 года о правах на земли султана Шаншара утвержденные Указом Александра I

Помимо прочего, их архивных сведений известно, что Шаншар выполняет поручения отца, который посылает его в российские военные укрепления (Омск, Ямышево, Коряковка, Железинка) для переговоров разного характера. А с 1788 года Шаншар становится самостоятельным правителем Айтей-Басентиинской волости. В зиму с 1790 на 1791-й год басентины ведомства Шаншар султана перекочевывали через Иртыш в район форпоста Лебяжьего и станицы Черное. Туда же перегнали личные табуны султана в количестве восьми тысяч голов лошадей. В этом участвовали 40 табунщиков, а возглавили эту миссию знатные коневоды Делеубарди и Саумурзе. Это тоже отражено в документах.

Экспедиция по родным местам султана Айтей-Басентинской волости

Восстановить мазар и вернуть имя в историю

Не обладая полными данными, не сверив отдельные факты, ранее было сложно с точностью говорить о каких-то датах, событиях и вообще о биографии Шаншар султана. Сейчас же, имея на руках около сотни достоверных архивных документов, картина почти полностью прояснилась. 

«В 1798 году султан перешел на правый берег Иртыша на вечную кочевку. Четыре года спустя Шаншар был на приеме в Петербурге у императора Александра I, где получил грамоту на право вечно кочевать между крепостью Ямышевской и форпостом Семиярским и разрешение на строительство мечети, которая была возведена примерно в 1811 году. Развалины этого сооружения видны до сих пор. С того времени начинается заселение казахами территории от Иртыша до границ Алтайского края, входившего тогда в Томскую губернию», — раскрывает другие важные детали историк Виталий Сирик.

По вновь выявленным архивным бумагам, 17 июля 1811 года, по представлению командующего Сибирской инспекцией генерал-майора Глазенапа, Шаншар указом императора Александра I был пожалован в майоры. Документ заверен подписью военного министра Барклая-де-Толли.

Документ из личной переписки султана Шаншара

«30 мая 1817 года Шаншар участвовал в выборах Бокей Баракулы в султаны Среднего жуза в урочище Акколь-Жаилма. Его потомки жили в ауле Чанчар-мечеть спустя еще сто лет после его смерти, о чем говорится сразу в нескольких документах. В частности, экспедиция Щербины фиксирует в урочище Агачуй («деревянный дом», нынешний остров Агаши) аул потомка Шаншара по имени Мухаметхан Серказы. Источники сходятся на том, что именно в этом месте располагался аул и дом Шаншара. Рядом с этим местом и была построена мечеть», — отметил Сирик.

Алихан Букейханов сообщал, что Шаншара похоронили на левом берегу Иртыша. Напротив, урочища Агаши находится нынешнее село Кызыленбек. Другой интересный факт — рядом с ним когда-то археологи нашли останки знаменитой Калбасунской башни. Южнее этого села рядом с ручьем, которое местные жители называли Шаншар-булак, находится древнее кладбище. А по передаваемым из уст в уста рассказам местных жителей, именно здесь и похоронен знаменитый султан. Старожилы указали и конкретное место.

Мазар Шаншар султана разрушили в годы Советской власти

«Остатки мазара представляют собой квадрат, большей частью земляной холм, с северной части сохранилась кирпичная кладка, размерами примерно 8 на 8 метров. Характер разрушения сопоставим с такими же характером, как на султанских мазарах у озера Маралды. По замечанию Букейханова место его захоронения в народе называлось Шаншар-тамы. Примечательно, что остров между протокой Аксу, на берегу которой находится кладбище, и Иртышом до сих пор носит название «остров Тамысов», — дополняет сведения Жумабек Камзин.

Сейчас исследователи намерены поднять вопрос и инициировать работы по восстановлению разрушенного мазара и установке памятного камня на месте погребения султана.

Эти исторические сведения и фотографии публикуются впервые.