Пятница, 3 мая
Меню

Морозный экзамен энергетиков: ждать ли павлодарцам сюрпризов?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 144
Морозный экзамен энергетиков: ждать ли павлодарцам сюрпризов?
Фото: пресс-служба АО «Алюминий Казахстана»

Наступили самые темные дни года, когда солнце поздно встает и рано заходит, света и тепла мало. Человечество решило эту проблему сложным способом, построив теплоэлектроцентрали, проложив тысячи километров теплосетей. И все равно каждая зима – серьезная проверка для энергетиков, отвечающих за микроклимат в наших домах. Первые декабрьские морозы, как первый экзамен энергетической системы региона на прочность, – дали положительную оценку проделанной работе. Повторения экибастузского апокалипсиса, которого боятся все жители Казахстана, к счастью, не случилось. Однако народная пословица гласит: солнце на лето, зима – на мороз. Вполне возможно, что холода нас ждут впереди. Поэтому о перспективах отопительного сезона мы поговорили с Дулатом Сыздыковым, руководителем по эксплуатации Электростанции, филиала АО «Алюминий Казахстана» (известная павлодарцам как ТЭЦ-1).

– Дулат Кужатович, расскажите, пожалуйста, о вашем хозяйстве, насколько вы готовы к холодам, стоит ли опасаться чего-то горожанам?

– Думаю, что мы полностью готовы к любым сюрпризам погоды. Да, хозяйство наше сложное, многокомпонентное, на любом этапе возможны срывы. Но технология отработана и продублирована на всех направлениях. Судите сами. Наверное, любая электростанция, которая работает на жидком или твердом топливе, начинается с железной дороги, по которой к нам поступает уголь и мазут. У нас есть нитка подъездного пути и два вагоноопрокидывателя, где разгружаются вагоны с разреза «Восточный». Помимо того угля, что мы используем ежедневно для выработки тепла, твердое топливо запасается и на угольном складе. По требованиям министерства на отопительный сезон нужно иметь резерв на 10 дней – на случай задержки поставок. Наш склад рассчитан на 170 тысяч тонн угля. Но в этом году мы повысили резерв до двухсот тысяч тонн. Этого запаса хватит на 20-25 дней работы станции, поскольку в среднем мы перерабатываем от 7,5 до 9,5 тысяч тонн угля в сутки зависит от погоды.

– А уголь идет в печи напрямую или как-то предварительно подготавливается?

– Да, конечно, для лучшего сгорания и теплоотдачи весь уголь дробится до определенной фракции и уже потом подается в камеры сгорания. По двум конвейерам уголь поступает на бункера котлов, которые имеют компьютерное управление, датчики. Давно, когда компьютеризация была еще слабая, уровень угля в бункере контролировали по поплавкам. Но поплавок может зависнуть, и уголь – «неожиданно» закончиться. Сейчас такие сюрпризы полностью исключены!

Тепло и электроэнергия вырабатываются на оборудовании котельного и турбинного цехов. У нас восемь паровых котлов, из которых в работе обычно шесть-семь, опять же в зависимости от погоды. А в момент пиковых нагрузок подключаем резервный. В этот отопительный сезон мы зашли в ноябре с семью работающими котлами. Задержка с восьмым возникла из-за того, что запланированный объем ремонтных работ на нем пришлось значительно увеличить, как и финансовые затраты на это. Но к моменту серьезного похолодания котел уже привели в рабочее состояние, и все необходимые параметры тепла на город мы выдали.

– Получается, котел был практически капитально отремонтирован?

– Да, мы решили, и руководство нас поддержало, провести значительный восстановительный ремонт. Паропроводы, поверхности нагрева, вращающиеся механизмы – это сложное оборудование, работающее в агрессивной среде, под большим давлением. Поэтому нужно быть уверенным в рабочем состоянии котлоагрегата, чтобы отопительный сезон проходил без аварий, а город снабжался теплом бесперебойно.

– Ваша ТЭЦ построена для нужд алюминиевого завода, а что будет в приоритете, если, не дай бог, случится ЧП?

– Безусловно, город! Теплом и горячей водой мы обеспечиваем примерно 40 % Павлодара, именно на нужды горожан уходит львиная часть нашей теплоэнергии. А в пиковые морозы, когда нужно увеличить температуру городских сетей, – перенаправляем туда еще часть пара с алюминиевого завода. Вот сейчас уже потеплело, но мы пока держим температуру на уровне 98 градусов, обратка 60. Чтобы там, где были нарекания, дома тоже прогрелись. Хотя дома – уже зона ответственности энергопередающей организации.

– Теплосети уже не ваша проблема, понимаю. Зачастую именно там возникают теплопотери, недогрев же внутри самих жилых домов – за это уже КСК отвечает…

– Да, тепло в квартирах от многих факторов зависит. Наша задача – бесперебойно выдавать теплоноситель. И мы это делаем.

Вообще, нужно сказать, прошлая зима, которая так сильно ударила по Экибастузу, заставила сделать выводы все энергогенерирующие предприятия. И акимат в целом взял проблему ремонтов ТЭЦ под контроль. У нас все ремонты делаются в плановом порядке, это наша обязанность. И должны делать это качественно. Есть требования гостехнадзора, к примеру, по трубопроводам. Их надо с определенной периодичностью обследовать. Мы останавливаем котёл и проверяем все узлы. Если есть дефекты, мы их устраняем, что-то меняем или завариваем. Толщиномеры измеряют стенки трубопровода. Если соответствуют нормам, то не трогаем, запись в паспорте агрегата делаем. А если есть замечания, плохо, к примеру, переваривали, выясняем, какая организация делала ремонт, какой сварщик? Все это в паспорте записывается, потому что это очень серьёзные вещи.

– То есть эта история про то, что «во всем сварщик виноват», – не анекдот? Скажите, пожалуйста, а риски повторения того, что было Экибастузе, у нас есть?

– Нет, я по нашей станции таких рисков, как на ЭТЭЦ, не вижу. Мы тщательно следим за оборудованием и строго соблюдаем график и качество ремонтов. Так что без тепла горожан не оставим!