Подземное сооружение возводили на протяжении двух лет. Противофильтрационная завеса длиной в 2,4 километра и глубиной до 15 метров будет беречь реку Иртыш и людей от опасного вещества. Ведь в пяти километрах от трансграничной реки находится крупнейшее историческое загрязнение ртути, унаследованное от давно остановленного предприятия «Химпром».
На днях техника покинет участок и задействованное на специфическом объекте предприятие сдаст работу заказчику в лице акимата Павлодарской области. Из бюджета на него выделили 713 млн тенге.
«Нашим специалистам такая работа не в новинку. Именно предприятие «Казтяжэксковация-ПВ» двадцать лет назад ограждала опасные объекты на «Химпроме». К тому же, эта технология давно применяется в строительстве, в промышленности», – говорит представитель предприятия Даулет Сардаров.
Завод «Химпром» представлял собой гигантское промышленный объект, где выпускали хлорку и каустическую соду ртутным методом два десятка лет – до начала 90-х годов. После остановки вредного производства, с годами на части территории начали работать другие предприятия, часть заводских корпусов даже отдали под строительство тюрьмы для пожизненно заключенных. Но ртутные очаги никуда не делись, они находятся в законсервированном состоянии. Таковым, например, является место бывшего цеха ртутного электролиза. Его разобрали и, послойно залив бетоном, захоронили на полигоне, закрыв глиняным экраном и асфальтным покрытием. Вокруг образовавшегося под цехом озера ртути и возвели первую глиняную стену длиной более 3 км и глубиной около 20 м. В целом соорудили несколько саркофагов, где запечатали зараженные отходы. Открытым остается один объект – озеро-накопитель Былкылдак. В него во время производственных процессов со сточными водами сливалась ртуть. Сколько именно ее сейчас в донных отложениях, достоверно не известно. По разным оценкам от 10 до более 100 тонн. Для предупреждения утечки в грунтовые воды тоже использовали глину, соорудив вертикальную завесу. От перелива воды уберегают насыпи по периметру водоема, который, кстати, используется и сегодня другими бизнес-объектами. В целом во всех очагах может быть сконцентрировано до 900 тонн ртути.
В управлении недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области говорят, что метод сдерживания распространения очагов сегодня пока единственный приемлемый. Не только потому, что он проверен временем. Наука, конечно, предлагает варианты демеркуризации. Власти их рассматривают и поддерживают на уровне экспериментов. Но, к сожалению, расчеты показывают, что требуются огромные финансовые затраты. Сейчас важней следить за состоянием защитных сооружений.
«Пока же неотъемлемой и важной частью принятой в области Концепции борьбы с распространением загрязнения кроме локализации и сдерживания является мониторинг», – говорят в управлении.
С 2005 года на территории бывшего химического производства и рядом с очагами заражения берут на анализ пробы воздуха, подземных вод, реки Иртыш, проверяют воду в скважинах ближайшего села Павлодарского. Они показывают, что в настоящее время угрозы для трансграничной реки и населения нет.