Суббота, 11 мая
Меню

«Наша ошибка привела к гибели ребенка»: чиновники признали, что могли предотвратить смерть Миланы

  • Майя Шуакбаева
  • 439
«Наша ошибка привела к гибели ребенка»: чиновники признали, что могли предотвратить смерть Миланы
фото: pixabay.com

Сегодня в Павлодаре на заседании региональной комиссии по делам несовершеннолетних чиновники честно признали, что жестокую расправу над семилетней Миланой Давыдовой можно было предотвратить. Семья шесть лет назад состояла на учете как неблагополучная, но с чьей-то легкой руки её исключили из группы риска. Начато служебное расследование.

Упущения в профилактике преступлений против несовершеннолетних в Павлодарской области вынудили чиновников провести экстренное заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Для убедительности в плачевной ситуации в этой сфере заместитель главы региона Айзада Курманова включила аудиозапись обращения ребенка, по всей видимости, на телефон доверия. Содержание этого сигнала о помощи заставило чиновников всех рангов виновато потупить голову, а у женщин выступили слезы на глаза:

— Я ненавижу себя, — зазвучал из динамиков голос плачущего мальчика лет семи-восьми. – Я всех ненавижу. Я себя убью, я уже нож подготовил. Я, правда, нож приготовил. Я плачу не для внимания, я не просто так плачу. Я, правда, так сделаю. Я всех просто ненавижу. Даже свою родную мать. Она мне никто. Для меня она просто никто. Я только в школе и на улице могу отдохнуть. Дома я не могу даже нормально полежать, — на этом запись остановилась.

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

—  По этому факту отработали, — резюмирует Айзада Амангельдиновна. – Но как условия, в которых жила Милана, как можно было посчитать благополучными? У кого поднялась рука определить эту семью как благополучную? – задается вопросом заместитель акима Павлодарской области. – Как можно было снять ее с учета? Есть дети, которые бегут в школу. Поэтому, наверное, Милана не пропускала занятия и посещала все секции. А у нас это показатель благополучия семьи! Опять наша ошибка, наша недоработка, наше бездействие привело к гибели маленького ребенка!

Надо отметить, что члены комиссии по делам несовершеннолетних, побывавшие в доме маленькой Миланы Давыдовой, в убийстве которой созналась родная мать, ужаснулись нечеловеческим условиям, в которых жили трое детей. В этом доме, напоминающем, по их словам, сарай, не было ни книг, ни игрушек, ни даже стола. При этом, как сообщила старший инспектор ювенальной полиции МПС областного департамента полиции Бибигуль Камзина, семья проживала ранее в Экибастузе и состояла на учете, как неблагополучная. В 2016-2017 годах полицейские дважды вынесли в отношении родителей предписания о надлежащем исполнении обязанностей.

Но после специалисты сочли, что ситуация в семье улучшилась, с учета ее сняли, а после Давыдовы переехали в село Бескауга, где никто не посчитал, что Милана и другие дети нуждаются в постановке на внутришкольный учет. Сейчас, отметила Бибигуль Камзина, проводится служебное расследование в отношении должностных лиц, посчитавших семью погибшей девочки благополучной.

Отец Миланы, как уже известно, работал в крестьянском хозяйстве, на отгонном участке в 15-ти километров от села Бескауга, не пил (если и пил, то после того, как устроился на работу, в употреблении спиртного не был замечен), а мать трех малолетних детей злоупотребляла спиртным. Но в небольшом ауле из четырехсот жителей это никого не заставило проявить бдительность. И аким сельского округа, и участковый в Бескауга не живут, приезжают время от времени. При этом по словам некоторых членов комиссии, именно сотрудник полиции привез на заработки поселок человека, ставшего соучастников убийства Миланы. 

В феврале 2022 года страну уже содрогнула история с «обнаружением» многодетной семьи в Экибастузе, которая фактически выпала из всех существующих учетов систем образования и здравоохранения. Многие СМИ некорректно прозвали несовершеннолетних из этой семьи «Маугли». Именно тогда была усилена работа в сфере профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, пересмотрена работа групп оперативного реагирования, созданных в рамках дорожной карты партии «Nur Otan» «Бақытты отбасы» в 2020-го году. В Павлодарской области работает 162 таких групп оперативного реагирования, основная задача которых выявление семей  в трудном жизненном положении.

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Но на заседании комиссии стало очевидно, что работают они, мягко говоря, неудовлетворительно. За десять месяцев этого года в трех городах – Павлодаре, Экибастузе, Аксу – выявлено всего двадцать семей в трудной жизненной ситуации. Разумеется, такие цифры мало соответствуют истине.  

— На местах не на должном уровне проводится работа по координации действий групп, — констатирует руководитель управления координации занятости и социальных программ региона Альмира Дисюпова. —  По итогам десяти месяцев этого года в области группами выявлено 124 семьи в трудной жизненной ситуации. Это говорит о том, что работа проводится формально, нет взаимодействия между заинтересованными государственными органами. Не отслеживается дальнейшее сопровождение семей по выходу из кризисной ситуации. Наблюдается разрозненность в работе, на уровне городов и районов отсутствует единый координатор. Сейчас принимается вопрос по созданию на местах центров поддержки семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Мы уже поднимали этот вопрос, просили предусмотреть для них финансирование. Это могут быть государственные коммунальные предприятия, это может государственный социальный заказ. Главное, обязательно должны быть койкоместа, чтобы семьи могли находиться там хотя бы пять дней, получить консультационную, юридическую, социальную и медицинскую помощь. 

Секретарь областной комиссии по делам несовершеннолетних Бекбатыр Айтмахан доложил, что районные и городские комиссии за неполный год получили более пятидесяти различных поручений, но исполнили их, спустя рукава. Процент игнорирования задач сверху, к примеру, в Аксу достиг 41%, при том, что моногород лидирует по числу суицидов среди детей. Всего за неполный год в регионе 15 несовершеннолетних пытались свести счеты с жизнь, трое покончили собой. Антилидерами рейтинга по преступности и суицидам (попыткам) среди детей стали Успенский и Павлодарский районы, Теренколь, Павлодар. Цифры, представленные в докладе, удивили членов комиссии: из 115 тысяч школьников области на внутришкольном учете состоит всего триста детей.

— Мы должны на внутришкольный учет ставить не только детей с проблемным поведением, но и детей из неблагополучных семей, — заключила заместитель акима области Айзада Курманова. —  Не всегда, если дети обуты и одеты, можно говорить о благополучии в семье. Поэтому поручаю актуализировать данные всех детей из неблагополучных семей с обязательным внесением их в базу НОБД (национальная общеобразовательная база данных)! Списки должны сверяться на ежемесячной основе. Для каждого ребенка — утвердить профилактический план работы. Это азы профилактики преступлений среди и против несовершеннолетних. Но мы эти азы упускаем, потому что не хотим портить нашу статистику. Поэтому у нас по всему району всего один ребенок состоит на внутришкольном учете, кто может в это поверить?

По поручению заместителя главы региона Айзады Курмановой, заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних теперь станут ежемесячными. До тех пор, пока не «наладится работа» в этой сфере.