На прошлой неделе первый вице-премьер, плотно занятый мирным расставанием с АМТ и отопительным сезоном, по поручению премьера занялся еще и развитием туризма, сообщает Ratel.kz.
Роман Васильевич у нас в стране, пожалуй, только к олимпиадам еще подготовку не вел. А так, где что рвется, либо нужно показать явный прогресс, тут же ответственным за это направление объявляется Скляр. До туризма, к примеру, он, не отвечая в целом за сельское хозяйство, решал вопросы с недобросовестными латифундистами. Поэтому Алихану Смаилову, вышедшему отвечать на вопросы прессы в мажилисе после принятия бюджета, была предъявлена претензия, почему не выходит его первый зам и не комментирует события в стране. Зам оказался в командировке, но премьер заверил: как только вернется, так и прокомментирует.
Скляр вернулся и высказал свое мнение про АМТ, о судьбе которого до этого уже подробно рассказали министр промышленности и сам премьер. Ничего нового не сказал. Так же, как и шеф заверил, что никаких россиян за отечественным инвестором, который должен выкупить все производства «АрселорМиттал Темиртау» по рыночной цене и вложить в ближайшие три года в их развитие три миллиарда тенге, не стоит (ходили упорные слухи, что одно из предприятий АМТ хотят использовать для обхода санкций, а именно под его прикрытием гнать на экспорт российский металлопрокат, а шахты, мол, никому не нужны). Признался, что чиновники гнались за мировыми рейтингами.
— В погоне за рейтингом Doing Business (легкости ведения бизнеса — О. В.) мы ослабили государственный контроль во многих-многих сферах, начиная с государственно-строительного, заканчивая, в частности, промбезом, — сказал Скляр. — Когда можно прийти на предприятие с проверкой, только уведомив о ней заранее, за 30 дней. Вроде бы это соответствует всем международным нормам, и в рейтинге Doing Business мы поднялись на 22 место. Но недобросовестные промышленники и другие субъекты бизнеса, некоторые государственные и квазигосударственные структуры этим пользуются. Здесь мы будем вносить необходимые изменения и контроль все-таки усиливать. Это абсолютно всех сфер касается.
В Экибастузе не будет больше никаких ЧП
— Когда случилась крупнейшая коммунальная авария в Экибастузе, мне звонили некоторые мои коллеги из-за рубежа, — рассказал Скляр — Один, бывший государственный служащий, не буду называть фамилию, говорит: «Роман, как ты руководишь! Ты же строитель, ты должен понимать, инженерные войска должны войти в город. Вы должны привезти тепловые генераторы, теплые палатки. Внутренние войска в целях исключения мародёрства должны окружить Экибастуз». Бред какой-то. Я ему говорю: город живет, без тепла 58 домов и ежедневно их количество снижается. Да, на эти дома было страшно смотреть, у меня глаза лопались от того, что я видел. Все коммуникации разрушены. Нужно было менять не только стояки и батареи, но и канализацию, водопровод, даже санфаянс, который тоже лопнул. Представляете, это в зиму. Весь город героически занимался ликвидацией аварии, из Караганды приехали 52 человека помочь, в течение короткого времени все это восстановили и не ушли в зиму замороженные дома. Вот это был настоящий подвиг людей! Они проявляли самые лучшие свои качества. Вы слышали про сварщика, который лежал в подвале воде и варил трубу? Это многому нас должно научить.
Однако, по словам первого вице-премьера, его больше беспокоила ситуация в Петропавловске.
— В 2022 году на Наурыз рухнула дымовая труба в Петропавловске, вот это действительно был очень серьезный вызов, — сказал он. — С одной трубой эта станция отработала пошлый осенне-зимний период без единой поломки. Туда было вложено порядка 17 миллиардов тенге. Совместно с акиматом были проведены такие работы, которые никогда ни в одном областном центре не проводились. Каждый многоэтажный дом подвергся серьезной подготовке к отопительному сезону. Меняли стояки, промывали батареи — то, чего мы с вами не делаем в своих квартирах, к сожалению. Отключены некоторые потребители. Если небольшая промбаза находится в нескольких километрах от теплотрассы и от нее идет 89 труба, она отапливается с огромными потерями. Ее просто отрезали и заставляли переходить на автономку. На языке коммунальщиков это называется растянутость коммуникаций. Мы не для того держим такие ТЭЦ и, к слову, достаточно скромные тарифы, чтобы просто так терять тепло. Так вот, за Петропавловск у меня было больше переживаний в прошлый отопительный период, но слава богу, он прошел нормально.
В Экибастузе мы провели ремонтные работы даже лучше, чем в Петропавловске, никогда таких не проводилось. Порядка 18 миллиардов тенге вложено в реконструкцию станции, все котлы отремонтированы, в теплосети вложено более 12 миллиардов тенге. Но вот интересное наблюдение. В Экибастузе практически весь частный сектор подключен к центральному отоплению. Для потребителя это хорошо, но это дома, которые совершенно не энергоэффективны. Огромная растянутость коммуникаций, огромные теплопотери идут. Город фактически разбалансирован, тепла не хватает на многоэтажки. С апреля проведены масштабные работы по реконструкции. Поэтому я неоднократно уже говорил, так как лично этим вопросам занимался, я готов взят на себя ответственность. Мы привели тепловые сети и Экибастузскую ТЭЦ, все десять котлов в нормальное состояние. Более 500 человек работали, материалы завозили заранее. Да, пришлось пять водогрейных котлов взять на баланс в коммунальную собственность, 8,2 миллиарда тенге перечислили из бюджета. В текущем году отопительный период должен пройти нормально.
Говорить, что у нас один Экибастуз такой, конечно, неправильно. Вы прекрасно знаете, что проблемная станция – это ТЭЦ в Ридере. Там акционеры вообще не прикладывали никаких усилий к ее восстановлению. Мы ее за счет средств республиканского бюджета привели в порядок, теперь забираем в коммунальную собственность. Есть проблемные ТЭЦ и теплосети в других регионах, по ним минэнерго и правительство точечно отработали. Такой масштабной подготовки к зиме, которая у нас в этом году проводилась, еще никогда не было. Не исключаю мелкие аварии, это железо, всякое бывает. Мы, тем не менее уверенно входим в зиму.
Кто говорит, что в Казахстане не может развиваться машиностроение
— Это глупые люди, которые не знают, о чем говорят, либо люди, которые сознательно вредят своей стране, — сказал Скляр. – И в прошлом, и в этом году я неоднократно говорил: копайте глубже! Кому это выгодно? Кто поднимает эту волну? Парадокс, когда одна отрасль экономики страны начинает критику в адрес другой отрасли. Заменили одно слово субсидии на возмещение, и все, идет откровенное передергивание фактов. Это подрывает устои экономики и устои страны в целом. Я пока еще работаю на этой должности, буду создавать новые рабочие места в промышленности, несмотря на всех критиканов, кем бы они себя не называли – политологами, блогерами. Я отвечаю за этот участок работы. Главный приоритет у нас в стране – развитие обрабатывающей промышленности. Молодежь должна работать у нас в стране, получать достойную заработную плату, осваивать новые профессии, быть конкурентными на мировом рынке труда. Любые попытки раскачать эту ситуацию я воспринимаю как лично на себя.
На просьбу Ratel.kz привести успешные примеры машиностроения, Скляр сообщил следующее:
— В этом кабинете я подписал соглашение с компанией Kia. У нас, как вы знаете, действуют две рабочие группы, которые глава государства поручил мне возглавить — казахстано-германская по развитию бизнеса и казахстано-корейская. В результате длительных переговоров и личного общения с президентом Kia мы начали мелкоузловую сборку Kia Sportage. Это новая модель, бестселлер от Kia. Добавленная стоимость 35 процентов, это и есть локализация стоимости. Есть еще и вторая договоренность. Я был крайний раз в Корее в апреле и подписал с президентом Kia соглашение о том, что они инвестируют более 250 миллионов долларов США в строительство завода полного цикла в Костанае. Это будет первая и пока единственная инвестиция Kia за рубеж. То есть ранее они заводы за пределами Кореи не сроили. Те сборочные заводы, которые есть в России, Узбекистане, странах Юго-восточной Азии и Латинской Америки, построили партнеры Kia. Компанию Claas, которая входит в тройку мировых лидеров по производству комбайнов, мы не могли привести в Казахстан в течение 15 лет. В течение 13 месяцев я с ними провел 15 селекторов, дважды мы вносили изменения в законодательство, и нашей команде удалось это сделать. Завод построили в Петропавловске. Да, это пока крупноузловая сборка, но в течение семи лет они поэтапно идут к локализации, дали все чертежи нашим машиностроителям. Это якорный инвестор, который к нам пришел и будет работать. И это реальный успех. С компанией Stadler подписано соглашение по производству железнодорожных вагонов на заводе «Тулпар». Они уже приступили к работе, в конце 2025 года выйдет первый вагон казахстанской сборки высокой степени локализации. Там и алюминий наш будет. Одно рабочее место в машиностроении дает семь рабочих мест в смежных отраслях. Да, пока у нас нет собственного автомобиля или трактора собственной разработки, как когда-то в Павлодаре, где выпускался «ДТ-75», но мы должны с чего-то начинать и потом уже двигаться дальше. Моя задача как куратора реального сектора экономики – создание высокопродуктивных рабочих мест.