Воскресенье, 16 марта
Меню

Город черной нефти и садов (Баку глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 202
Город черной нефти и садов (Баку глазами казахстанца)
фото автора

Часть 8. Шахиды вместо комиссаров

Той стране не пасть,
Той стране цвести,
Где могила есть
Двадцати шести.

/Из поэмы Николая Асеева «Двадцать шесть»/

Давно ушел в прошлое пионерский салют у братской могилы 26 бакинских комиссаров.

Помните таких?

Спустя неделю после падения Временного правительства в Петрограде в Баку был сформирован Бакинский совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Баксовет), который позже возглавил большевик Степан Шаумян. В апреле 1918 года этот Совет при поддержке вооружённых отрядов армянской партии «Дашнакцутюн» в результате кровопролитных событий утвердил свою власть в Баку.

До этого в конце марта в Баку произошли межэтнические столкновения, приведшие в результате к многотысячным жертвам, в основном среди мусульман. Самую активную роль в антимусульманских погромах сыграли как раз вооружённые отряды армянской партии «Дашнакцутюн».

25 апреля 1918 года на заседании Баксовета был образован Бакинский совет народных комиссаров (совнарком), состоящий целиком из большевиков и левых эсеров. Но в условиях наступления турецких и азербайджанских войск (то есть войск Азербайджанской Демократической Республики — независимого государства, провозглашённого Временным национальным советом мусульман Закавказья), большевистский совнарком не сумел организовать оборону города.

Накануне входа в Баку турецких войск и формирований АДР комиссары погрузились на последний отходивший из Баку пароход «Туркмен». Но из-за недостатка топлива или по инициативе команды парохода, не желавшей спасать большевиков, пароход причалил не в красной Астрахани, а в Красноводске — который подчинялся ашхабадскому Закаспийскому временному правительству, состоявшему из эсеров во главе с паровозным машинистом Фёдором Фунтиковым.

В результате комиссарам Бакинского совнаркома было предъявлено обвинение в сдаче Баку, и они были приговорены к смертной казни. В ночь на 20 сентября 1918 года все они были расстреляны под Красноводском (современный Туркменбаши) по приказу правительства Туркестана за сдачу Баку «турецко-азербайджано-дагестанским войскам».

В сентябре 1920 года останки бакинских комиссаров были перевезены в Баку и торжественно захоронены на площади, получившей название «Площадь 26 бакинских комиссаров». В 1958 году на площади установили памятник, а еще через 10 лет соорудили пантеон…

Однако XX век закончился, и из Баку вместе с кириллицей очень быстро исчезли все советские названия: улицы Ленина, площади Революции и многочисленные проспекты многих лет Октября. Из советских символов дольше всего продержался как раз мемориал 26 бакинским комиссарам.

Мемориал снесли только в начале 2009 года, после того, как азербайджанские ученые пришли к выводу, что комиссары были вовсе не народными героями, а армянскими националистами и их приспешниками, боролись против Азербайджанской Демократической Республики и желали ей плохого.

При проведении работ по перезахоронению были обнаружены останки только 23 человек.

Среди отсутствующих (останки идентифицировали по бирочкам) оказался и сам председатель Бакинского совета народных комиссаров Степан Шаумян.

Впоследствии останки 23 комиссаров перезахоронили недалеко от поселка Сураханы, в 30 километрах от Баку, при участии мусульманских, христианских и иудейских религиозных деятелей и с отправлением соответствующих религиозных обрядов.

Правда, уже без памятника, пионерского салюта и даже без табличек на могилах.

В новейшей истории Республики Азербайджан «26 бакинским комиссарам» места больше нет. Более того, современной азербайджанской исторической наукой деятельность этих комиссаров коренным образом пересмотрена, и в местной периодике и научной печати она, с подачи академика Зии Буниятова, рассматривается как заговор армянских националистов (с учётом этнического происхождения большинства комиссаров) против Азербайджанской Демократической Республики.

Вообще с советским наследием в Баку разделались вполне эффективно и безжалостно. Например, грандиозный памятник Кирову, доминировавший в свое время над азербайджанской столицей, разломали еще в 1991 году.

Тут нужно пояснить, что Сергей Миронович Киров все же имеет к Азербайджану самое прямое отношение 28 апреля 1920 года он в составе XI армии красных вступил в Баку, а в следующем году стал Первым секретарём ЦК компартии Азербайджана и на этом посту пробыл вплоть до 1926 года.

Но даже каменную голову бывшего руководителя ЦК КП Азербайджана для музея не сохранили. А на месте памятника теперь мемориал «Аллея шахидов» — в память о жертвах кровавой бойни 20 января 1990 года.

В других республиках СССР об этом событии мало кто помнит (если вообще знали).

Уже в конце 1989 года обстановка в Баку стала очень напряженной. На главной площади города почти каждый день собирались многотысячные митинги, строились баррикады; требования отставки власти и выхода из состава СССР звучали все громче, пока 20 января 1990 года их не заглушили выстрелы.

По просьбе местного партийного руководства и прямому распоряжению Горбачева в Баку были введены войска. В ночь на 20 января 1990 года несколько бронетанковых частей советской армии вошли в Баку, чтобы взять ситуацию под контроль. С протестующими расправились быстро и жестоко.

По официальным данным, тогда погибли 133 человека, 611 были ранены, еще пятеро пропали без вести. По местным оценкам, погибло более 500 человек — азербайджанцев, русских, евреев, татар…

Дата 20 января 1990 года считается одной из величайших трагедий Азербайджана и получила название «черный январь».

Современный мемориал в бывшем парке имени Кирова получился строгим и красивым. Для тех, кого не смогли опознать, оставили пустые черные плиты из мрамора. Их немало.

Сегодня Аллея шахидов — одно из тех мест в Баку, которые, как правило, посещают почётные гости города.

Собственно, на месте нынешней Аллеи шахидов и раньше располагалось мусульманское кладбище, где были захоронены жертвы мартовских событий 1918 года в Баку и видные деятели Азербайджана того времени.

Но в 1935 году кладбище снесли, часть захоронений родственники переместили на другие кладбища. А на месте бывшего некрополя тогда разбили парк культуры и отдыха имени Кирова, и на господствующей над городом высоте установили грандиозную статую самого Кирова в гимнастерке и трехметровых сапогах.

После распада Советского Союза парк был ликвидирован, статуя, а также все объекты развлечения удалены.

И каменный Сергей Миронович Киров в своих гигантских сапожищах навсегда ушагал в прошлое…