Часть 7. О проблемах урбанистики
Весь ли Баку такой – чистый и красивый? Естественно, нет.
Как и в любом городе, есть тут немало проблем.
Безусловно, в отличие от некоторых бывших республик СССР, независимость пошла Азербайджану на пользу. Баку очень изменился с тех пор, как о нем писал Маяковский, «черный город» стал скорее бежевым. С городской набережной исчезло любое напоминание о бывшей промзоне. Пляжи вычистили, высадили деревья, разбили цветники.
Советские панельные пятиэтажки частично снесли, частично отреставрировали, облицевав резным песчаником, на балконах появились красивые кованые решетки. Привели в порядок дома начала XX века, и в разных местах построили небоскребы самого причудливого дизайна, о которых я уже упоминал.
Баку стал живописным и европеизированным городом. Чего стоит только Проспект нефтяников — центральная улица, проходящая вдоль Приморского бульвара и манящая обилием бутиков, расположенных в изумительных с точки зрения архитектуры зданиях. В столице Азербайджана очень много красивых сооружений, уникальных по своей сути. Но большой город, понятное дело, состоит не только из них.
Если честно, то стоит отойти подальше от центра, как тут же встретишь невзрачные бараки, в которых люди живут не один десяток лет — за окнами сушится белье, возле домов бегают дети, играя в салки с курами…
Конечно, большинство таких построек уже снесли, но все равно их остается еще немало.
Если разобраться, Баку является единственным мегаполисом в отнюдь не маленькой стране и главным ядром бакинской агломерации, где сосредоточено более половины населения Азербайджана.
Исключительное положение Апшеронского полуострова сложилось исторически. Начиная с XIX века развитие нефтяной индустрии определило бурный рост столицы и интенсивную миграцию сюда населения со всех регионов, ведь 70 процентов (!) промышленного потенциала расположено именно здесь, в Апшеронском экономическом районе.
И сегодня люди продолжают активно мигрировать в столицу. Перенаселение города привело к тому, что повсюду в Баку возводятся многоэтажные жилые и общественные здания, осваивается буквально каждая пядь земли, а под жилищное строительство в массовом порядке вырубаются зеленые насаждения. По сути, большие зеленые пространства города, бережно и с большим трудом созданные за вековой период в полупустынном ландшафте Баку, в течение последних десятилетий были уничтожены в угоду армии новостроек. Это хорошо ощущается в совсем новых, только что отстроенных районах, которые напоминают пресловутый «каменный лес».
При этом масштабные строительные работы в столице Азербайджана совершенно не решают жилищную проблему людей. Лишь примерно 10 процентов населения могут позволить себе приобрести недвижимость в Баку.
Интенсивное строительство стало причиной негативных изменений во всей городской инфраструктуре, которая не рассчитана на такое количество населения. Наибольший ущерб был нанесен центральной зоне города, где практически все инженерно-технические коммуникации не модернизировались уже много лет. Ситуация постоянно усугубляется после заселения новостроек и подключения их к старым, уже изношенным коммуникациям.
Достаточно упомянуть, что плотность застройки в центре превышена в несколько раз. В результате во многих местах не увидишь нормальных дворов, отсутствуют места для парковок и проезда автомобилей. Расстояния между зданиями порою так малы, что балконы домов почти соприкасаются. Говорить о нормальной аэрации (естественном проветривании) жилых помещений в таких зданиях не приходится.
По некоторым тротуарам в центре Баку невозможно ходить: приходится постоянно огибать возникающие препятствия в виде растущих на дороге деревьев, выступающего крыльца или вынесенной прямо к проезжей части торговой точки. Как тут можно передвигаться мамам с колясками или, допустим, ездить на велосипеде – вообще непонятно!
Жилые и общественные многоэтажные здания настолько заполонили центр города, что местами не оставили ни малейшего пространства для проведения досуга, занятий спортом или хотя бы для прогулки детей.
И, несмотря на наличие шикарной набережной, есть в Баку районы, где практически нечем дышать. Количество транспортных средств в столице только за пару последних десятилетий выросло более чем на миллион — примерно 65 процентов автотранспорта Азербайджана сосредоточено как раз в Баку. Автотранспорт, естественно, вышел на лидирующие позиции среди источников загрязнения атмосферы.
Бесконечные потоки машин не могли не повлиять на загруженность столичных дорог. Несмотря на, казалось бы, множество объектов транспортной инфраструктуры (многоуровневые развязки дорог, немалое количество мостов, наличие современного автовокзала), протяженность пробок на дорогах города растет год от года. Стоять в этих пробках, доложу я вам – не самое большое удовольствие. Приходилось, знаете ли…
Местные специалисты по урбанистике уже давно бьют тревогу, предупреждая: процесс роста Баку приобрел в какой-то степени безудержный и хаотичный характер. Неуправляемые поселения почти со всех сторон сжимают Баку в тесное кольцо.
Дело доходит даже до того, что город постепенно начинает занимать территории нефтепромыслов. Крупные жилые массивы непонятным образом стали появляться на площадках Патамдар, Зых, Сулутепе, Сабунчи – и по этому поводу периодически возникают острые дискуссии в местной печати…
Продолжение следует…