После провала общественных слушаний по проекту корректировок в генплан Павлодара в Доме дружбы, компания-разработчик из Алматы представила свою работу городским бизнесменам. Однако и презентация в палате предпринимателей «Атамекен» завершилась скандалом.
Вначале все шло гладко и хорошо: собравшиеся больше часа слушали рассказ спикера, сопровождавшийся яркими слайдами, и устными примерами красивой жизни… в Европе. Представитель разработчика заверил, что проектом корректировок учтены все современные вызовы и требования, тенденции в мировой урбанистике. Судя по обещаниям, если обновленный генплан примут, павлодарцев ждет невероятно комфортная среда для жизни, а отток молодежи пойдет на спад.
Однако ближе к финалу презентации собравшиеся начали потихоньку возмущаться. А затем дело и вовсе дошло до слез и обвинений в адрес чиновников в грубых нарушениях отечественного законодательства о градостроительстве, экологии, бизнеса и прав человека.
Наш корреспондент внимательно следил и за ходом презентации, и за словесной перепалкой, искренне удивляясь, почему ради новых школ и «человейников» нужно сносить то, что строилось годами и даже десятилетиями.
Особенный город
Павлодар с советских времен окружен промышленными зонами. А с западной стороны естественной границей выступает река Иртыш. Все вместе это резко сужает возможности для увеличения площадей под новую застройку. Поэтому уже 30 лет горожане наблюдают, как идет наглый захват земель в центре города и в защитной водоохранной зоне.
В свое время горожане пытались противостоять строительству крупных офисов на берегу реки, но тщетно. Пример одних вдохновил на подвиги других. В итоге вся береговая линия Иртыша теперь в элитных высотках, роскошных коттеджах и таунхаусах.
«Павлодар действительно особенный, он сильно зажат санитарно-защитными зонами. Плюс большие охраняемые природные территории. Но это не значит, что город нельзя развивать. Внутри есть большой частный сектор, который до сих пор топится углем и не имеет потенциала. Только создает проблемы экологического характера в виде загазованности воздуха. В то же время мы не можем строиться и развиваться, не имея на руках современного генплана. Не продумав функциональные зоны, инженерные мощности, водо-, энерго- и теплоснабжение, канализацию, транспортную инфраструктуру», — пояснила директор компании-разработчика проекта корректировок в генплан «ГеоДата Плюс» Людмила Кузнецова.
По данным акимата, в очереди на жилье в Павлодаре стоят более 16 тыс. человек. Авторы проекта прибавили членов их семей и в итоге выдали цифру в три раза больше. Они даже представили страновой прогноз по демографии. Например, самый большой отток населения к 2035 году, по их данным, произойдет в Северо-Казахстанской области, а вот по Павлодару они, напротив, дают прирост в один процент. Но, чтобы добиться этих положительных значений, нужно создавать условия, в том числе для бизнеса. Однако сейчас в предпринимательской среде не все так гладко. Уже около двух десятков предприятий Павлодара получили уведомления об принудительном изъятии земель под государственные нужды.
Программа «Комфортная школа» важнее речного флота?
На презентации в «Атамекене» выяснилось, что уведомление освободить территорию получил и Павлодарский судоремонтный завод. За старейшее и единственное в стране предприятие по ремонту грузового и пассажирского речного флота вступилась независимый эколог Марина Регатунова. Она адресовала акимату прямой вопрос: зачем вдруг им понадобилась эта земля?
Главный архитектор города Нариман Каирленов попытался объяснить, что в этом микрорайоне острый дефицит школ. В уже имеющихся дети учатся в две, а то и в три смены. Тем более, по его словам, есть поручения из Астаны по строительству так называемых комфортных школ. В этом году в Павлодаре по этой программе строится две школы: на 1200 мест в новом микрорайоне «Достык» и на 600 мест на территории школы № 4.
«В перспективе на 2024 год мы закладываем охват Усольского микрорайона со строительством там комфортной школы на 1200 мест. Для этого нам необходимо порядка 3-3,5 га земли. В связи с тем, что в микрорайоне нет таких территорий, нами предложены в качестве альтернативных два земельных участка: территория ТОО «Эллинг-ПВ» (судоремонтный завод – ред.), и расположенная рядом территория ТОО «Монолит». Мы предполагаем разместить здесь школу на 1200 мест», — сообщил Нариман Каирленов.
При этом главный архитектор Павлодара уточнил, что заключения по этому проекту пока нет. Поэтому в случае отказа будут искать другие варианты.
Такой ответ вызвал еще больше возмущений, поскольку пока акимат предполагает судоремонтники уже получили на руку уведомление в течение трех месяцев освободить землю. Это при том, что сейчас на заводе аврал. Пока в навигации наступает перерыв, один за другим на техобслуживание заходят различные суда.
«На таких рекреационных зонах разве предусмотрено строительство школ? Конечно, нет. Это прямое нарушение Экологического кодекса». Затрагиваются интересы и других субъектов бизнеса, не только Павлодарского речного порта. Там Семей ремонтируется, российский флот, который заходит за грузами в Казахстан. Потому, что такие мощные подъездные пути есть только в Павлодаре. Вопрос серьезный, общественность просит разъяснений. Если нельзя строить, надо отзывать уведомление», — стояла на своем эколог Регатунова.
Авторов проекта корректировок в генплан эта ситуация, судя по реакции директора компании, застала врасплох. Их, видимо, никто не предупреждал, что у акимата совсем иные планы на земли водоохранной зоны.
«Эта территория была в действующем генплане и остается в будущем, как рекреационная зона. Я показывала, красным обозначены рекреационные зоны вдоль набережной Иртыша. Мы никаких намерений к этой территории не имеем», — заявила Людмила Кузнецова.
Диверсия против флота?
На самом судоремонтном заводе рассказали, что получили уведомление 15 октября, а составлен документ был тремя днями ранее. Сейчас они пытаются отстоять право на жизнь своего предприятия, еле возродившегося после кризисных 90-ых.
Напомним, тогда почти весь флот или распродали, или вывезли корабли и ремонтные механизмы на металлолом. Возобновить работу помог инвестор из России, чьи суда занимаются грузоперевозками и тоже нуждаются в техобслуживании в Павлодаре. Речники уже обращалась в надзорные органы и другие госструктуры, но ответа не получили.
«Это значит, что мы должны закрыться. А у нас проложено почти 1,5 км рельс, по которым телеги поднимают и отпускают на воду суда. Всего таких путей семь. По уведомлению мы должны убрать ремонтный цех, вообще всю инфраструктуру куда-то перевозить. А куда? Таких затонов с удобным рельефом местности нигде рядом больше нет. Наверное, в начале прошлого века люди не зря выбрали это место для захода флота. Для нас это убийственно, если заберут землю. В Казахстане больше нет таких слипов грузоподъемностью в тысячу тонн. Ближайший только в Омске, но там в полтора раза дороже, а суда должны проверяться каждые пять лет. Без проверки днища, ремонта бортовых систем они не получат регистр и не смогут плавать. У нас 28 единиц крупного грузового флота помимо разной мелочи, которые обязательно должны проверяться. Поэтому мы не понимаем, это что диверсия против флота?», — возмутился директор судоремзавода, ветеран речного и морского флота 72-летний Николай Цепелев, который пол жизни посвятил этому предприятию.
Аксакалы вспоминают, что их предприятие появилось еще до революции 1917 года. Во времена СССР здесь работало 800 человек, в собственности числилось порядка 80 судов. Сегодня в штате осталось всего три десятка человек, действительно уникальных специалистов. Ведь мастеров по ремонту речного флота в Казахстане больше нигде не готовят.
«Сердце кровью обливается, нельзя так. Тем более, что это старейшее предприятие в городе, вся история Павлодара связана с речным флотом, сколько поколений людей здесь работало и работает. А потом здесь же ничего нельзя строить, вода с двух сторон, да и под землей она очень близко, это же затон. Как этого никто не понимает?!», — недоумевает ветеран павлодарского флота, такелажник Сергей Помазкин.
Судьбой судоермзавода озаботилось уже полгорода. Люди в соцсетях пишут, что нужно любыми способами защитить его. Почетный архитектор Казахстана Нурлан Какимбетов напомнил молодым коллегам, что при планировании чего-либо, нужно строго соблюдать градорегулируемые регламенты, обосновывать все текущие и перспективные планирования и их «встроенность».
«Призываю уважаемый акимат города и области еще раз взвесить все за и против, прежде чем принимать решение», — обратился почетный архитектор.
Бизнесмены напомнили, что год назад президент Токаев, приезжая в Павлодар, как раз и говорил о речном флоте как изюминке города. Что его нужно развивать, выходить на Китай и северный морской путь.
Оставьте нас в покое!
Но вернемся к проекту корректировки генплана. Многие павлодарцы в последнее время серьезно обеспокоены судьбой своих дачных участков, где многие успели построить частные дома, и даже оформить их как ИЖС. Когда-то это не запрещалось. «НЖ» уже рассказывала о планах властей по благоустройству территории садоводства «Иртыш» и строительству там школы.
На общественные слушания по проекту корректировки генплана 24 октября дачники пришли с транспарантами и освистали чиновников. В итоге публичные обсуждения признали не состоявшимися. Люди боятся массового изъятия земель и сноса дач и жилых домов в угоду частных застройщиков.
Между тем в проекте обновленного трогать такие садоводства, как: «Иртыш» или «Сосновый бор», которые разрослись уже до уровня целых сел, не планируется. Дачные участки обещают перевести в разряд ИЖС после инвентаризации.
Однако далеко не все верят в это. К примеру, Елена Кормилицина уже полтора года пытается оформить свое жилье как ИЖС. Но везде получает отказ. К слову, она купила дом год назад и ее участок по ныне действующему генплану подпадает под строительство школы.
«Сейчас мы начнем благоустраивать свои участки, а завтра-послезавтра или через год придут и скажут: вы знаете, мы передумали, решили социальный объект построить, мы у вас изымаем и изменить целевое назначение не дадим. Вот вам три копейки и до свидания! А я вложила туда две квартиры. Одну из них я получила благодаря тому, что мой отец 25 лет в ртутном цехе отработал и умер в 47 лет. Это мое единственное жилье, мне некуда идти жить. Отец и мама всю жизнь отдали химзаводу, а вы у меня полтора года пьете кровь, не даете оформить дом», — со слезами на глазах рассказала Елена Кормилицина.
По ее словам, она хотела открыть рядом магазин садовых принадлежностей, но и на это ей не дали разрешение.
Городской архитектор заверил, что они пересмотрят проект детальной планировки с учетом новых корректировок генплана, а также пообещал детально рассмотреть проблему Елены и оказать всяческую поддержку.
Под госнужды могут изъять земли и других субъектов малого бизнеса. Молодой предприниматель Алихан Цечоев год назад купил продуктовый магазин в садоводстве «Иртыш». Он утверждает, что до этого специально ходил в горакимат, чтобы выяснить судьбу участка.
«Сказали, что такие объекты нужны для улучшения инфраструктуры района и показали расположение моего магазина совсем не там, где он находится на самом деле. При более глубоком изучении ПДП я обнаружил, что на месте моего магазина хотят разбить сквер с детскими площадками. В то время как в ПДП магазин, стоящий напротив моего, отражен. Также напротив есть парковая зона «Зеленая роща». Разве нецелесообразнее установить детскую площадку в этой природной зоне? Разве по санитарным нормам можно строить детскую площадку на конечной остановке автобуса, где стоит сейчас мой магазин?», — возмутился Алихан Цечоев.
Алогичная судьба может ожидать и другой продуктовый магазин. Его владелица Айгерим Жаксылыкова также прошла девять кругов ада, но ничего не добилась.
«Мы всей семьей построили это здание еще в 2008 году, однако в июне 2022 года узнали, что в ПДП он не отражен, его просто не существует. Притом, что чиновники нам говорят, что магазины нужны, их трогать не будем. Я считаю, что мои права нарушены, все документы на магазин у меня в полном порядке, а его хотят отобрать и снести», — пожаловалась предпринимательница.
Когда пройдут очередные слушания по проекту корректировок генплана, пока неизвестно. Тем временем, сначала дачники, а теперь и бизнесмены, которые получили уведомления о принудительном изъятии земель под госнужды, продолжают писать жалобы и обращения, в надежде, что их оставят в покое.