До конца этого года в Восточной промзоне Павлодара власти планируют открыть первый в городе государственный приют для бездомных собак и кошек. Зоозащитники, в свою очередь, предупреждают, что непонятно, на какие средства будут кормить животных. Правовых оснований для бюджетного финансирования таких приютов или пунктов временного содержания в стране до сих пор нет. О проблеме редакции «НЖ» рассказала общественный инспектор по вопросам ответственного обращения с животными, член группы инициативных граждан Zanuar Людмила Чернова:
«Закон об ответственном обращении с животными был принят 30 декабря 2021 года, вступил в силу 2 марта 2022 года. Соответственно, подзаконные акты должны были заработать примерно через 10 дней. Однако на самом деле это произошло только через полгода, с 17 июля, и то под давлением зоозащитников. При этом нас «отодвинули», НПА исказили, возникло много казусов и нюансов, даже в правилах выгула. Некоторые пункты противоречили друг другу.
Одновременно со всеми этими нормативными актами должны были выйти и нормы содержания. НПА — это правила строительства, а еще необходимы нормы по содержанию животных, предусматривающие определенное кормление. В частности, должно быть точно прописано процентное содержание белка и так далее. А этих норм просто нет до сих пор. То есть, приют построили, а скорее всего, это пункт временного содержания, но норм по нему нет. Завтра их примут, и может оказаться, что этот пункт не соответствует нормам, представляете?!
Я сама писала по нормам содержания больше года назад в министерство экологии, они мне ответили, что да, это будет разрабатываться. У нас есть институт стандартизации, он занимается разработкой норм. Но, опять же, по запросу других министерств: министерство дает запрос, институт разрабатывает. И мне ответили, что да, они подадут обращение в институт, и в порядке очереди, потому что в институте свой график работы, будет рассматриваться этот вопрос.
К тому же специалисты института стандартизации не могут быть экспертами во всех сферах. То есть министерство экологии им дает поручение, но министерство экологии и должно помочь им разработать эти нормы.
Институт стандартизации пишет нормы соответственно подзаконным актам, но если человек не занимается животными, откуда он знает, какое должно быть содержание белка в корме, сколько его должно быть для тех же собак или кошек, сколько раз в день кормить, в чем заключается уход за животным.
А министерство экологии как специалисты, это же их епархия, должны этим заниматься, эти нормы разрабатывать даже в большей степени, чем сам институт. Ну, увы, я не заметила, чтобы они хоть какие-то усилия приложили.
На сегодняшний день нормы содержания только в разработке. Первоначальный проект был представлен, об этом мне написали, 16 июня этого года, и выставлен на обсуждение. Мы его с зоозащитой обсудили, внесли свои пожелания. Потом была защита этого проекта, но опять же, начались доработки. Вот сейчас мы опять внесли свои пожелания, и я не знаю, когда эти нормы опять нам озвучат, но опять же, они не сразу вступят в силу.
Все эти бюрократические проволочки дают вот такую непростую ситуацию: пункт временного содержания сейчас сдадут, но если вы, вы же видели, да, этот ролик, когда Асаин Куандыкович Байханов заходит в вольер, а там будки нет, она просто не предусмотрена. И в таком вольере животное погибнет в нашу зиму. Какое животное там сможет спастись? Почти никакое! Собака только длинношерстная, а у нас какие на улице обитают? Обычные средние собаки, обычные двортерьеры, у них подшерсток не особо густой.
Опять же, когда этот пункт временного содержания сдадут, какой там будет штат, будет ли он достаточным? Какое количество людей понадобится для содержания и ухода за этим количеством животных? Там ведь на 300 голов предусмотрено. Чем кормить животных, на какие средства, чем обосновать затраты? Нет ответов, понимаете? На корм обосновать их нечем, потому что нет норм содержания. Также нечем обосновать штат сотрудников. Вот такой казус.
Опять же, в этом пункте временного содержания нет никакого помещения для содержания кошек, щенков, котят и больных животных. То есть, по правилам строительства приютов, пунктов временного содержания, в вольерном содержании допускаются только животные среднего размера и имеющие густой подшерсток, а остальных куда? Вот короткошерстную выкинули собаку, ну, посадите вы ее в вольер — она же там околеет через два часа!
Я во всем этом вижу прямую вину министерства экологии, о чем мое обращение было больше года назад. Я спросила, кто вообще за это все понесет наказание, потому что мало принимать законы, надо делать это качественно! Это их работа, она заключается в том, чтобы принимать работающие законы и предусмотреть к ним все подзаконные акты и нормы.
Галым Куатович Бейсенов, руководитель отдела лицензирования, занимается этой проблемой, и мы с ним тоже все это обсуждаем. Он говорит, что находится сейчас между молотом и наковальней. Потому что не может запросить из бюджета финансовые средства для закупа всего необходимого — нет обоснований. Так как пункт временного содержания животных им еще не передали. Он говорит, да, построили приют, его сейчас будут сдавать. Кто будет кормить этих животных? На что мы будем их кормить? Чем? Для всего этого необходимы финансы и время на проведение госзакупок. Также необходимо набрать штат работников.
А при этом, видите, это же все пиарится, выставляется. Люди у нас говорят, мол, построили приют. Я говорю, это не приют, это пункт временного содержания по Гражданскому кодексу РК. Статья 246 «Содержание безнадзорного животного», это 60 дней. Всего 60 дней, а потом судьба животного должна будет решиться. То есть, либо это будет эвтаназия, либо это будет передача в другие руки, либо возврат владельцу, если он будет найден за это время».