Пятница, 8 ноября
Меню

Суд вынес приговор авторам видео о «полицейских-наркозакладчиках»

  • Майя Шуакбаева
  • 777
Суд вынес приговор авторам видео о «полицейских-наркозакладчиках»
фото: Майя ШУАКБАЕВА

Сегодня Аксуский суд вынес приговор четырем горожанам, обвинённым в похищении человека, вымогательстве и грабеже. Их задержание стало следствием публикации скандального видео в соцсетях. На кадрах предполагаемый наркокурьер (сейчас его судят за наркопреступление)  заявляет, что делал закладки с запрещенными веществами по указке и при участии сотрудников полиции. 

В ноябре прошлого года видео, на котором предполагаемый наркокурьер говорит о причастности к преступному бизнесу сотрудников по борьбе с наркобизнесом, стало вирусным.

— Они, когда я был в этом УБН, ездили в Экибас, забирали там наркоту вот, скорость, меф, — говорит на видео мужчина со следами избиения на лице.

— Вместе забирали? – спрашивает его человек за кадром.

 — Да-да, вместе. Получается, когда забирали, они (полицейские – М.Ш.) говорили адреса, вон там кладем, там кладем, — продолжает рассказывать мужчина. А за кадром автор ролика сопровождает его словами: «Вот, смотрите, в Аксу братьев всех травят, молодежь».

Разумеется, в департаменте полиции отреагировали, задержав по заявлению мужчины на видео авторов ролика нескольких жителей Аксу. Стражи порядка дали понять, что его под давлением заставили оклеветать полицейских. Но при этом заверили, что обязательно проверят доводы, брошенные в скандальном ролике в адрес людей в погонах.

— Потерпевший сам обратился в полицию с заявлением о том, что у него ранее знакомые вымогали денежные средства, забрали принадлежащий ему автотранспорт. При этом заставили записать видео в отношении сотрудников полиции с целью его шантажа. Когда он отказался выполнять то, что от него требовали, они опубликовали видео. В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий полицией установлены и задержаны безработные жители Аксу 1989 и 1994 года рождения, подозреваемые в совершении данного преступления, и водворены в ИВС города Павлодара,- пояснил тогда  заместитель начальника Департамента полиции Рашад Утеуов.  

По ходу следствия круг причастных увеличился. Уже четырех жителей Аксу обвинили в суде в вымогательстве, похищении человека и грабеже. Два человека, сделавших громкие заявления на видео, как и супруга одного из них, Елена Балабан, были признаны потерпевшими по делу. При этом в отношении фигурантов ролика  тоже возбудили уголовное дело по «наркотической» статье. В Департаменте КНБ Павлодарской области в ответ на мой запрос, ссылаясь на ст.201 УПК РК, отказались называть ее квалификацию.

Сегодня четверых жителей Аксу приговорили к семи и восьми годам лишения свободы в учреждении средней безопасности, обязав также выплатить в пользу потерпевшей Елены Балабан один миллион тенге в качестве компенсации морального вреда и четыреста пятьдесят тысяч тенге материального ущерба. При этом Елену Балабан, а также другого потерпевшего  по частному ходатайству государственного обвинителя судья Казбек Калтенов потребовал привлечь к уголовной ответственности за дачу ложных показаний:

—  В связи с установленным фактом дачи ложных показаний потерпевшими Гейн и Балабан частное постановление направить в прокуратуру Павлодарской области для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевших Гейн А.В. и Балабан Е.Ю. О ходе рассмотрения ходатайства сообщить в Аксуский городской суд, — постановил судья.  

По окончании заседания Елена Балабан, супруга одного из мужчин на скандальном видео, не стала отрицать, что в ходе суда изменила свои показания:

—  Я изменила показания в отношении подсудимого Кабиденова просто потому, что мне жалко стало его детей, его жену, которая постоянно плакала, — подтверждает Елена. — Говорила, что она болеет. И когда я узнала, что у Кабиденова умер отец, я просто посочувствовала, потому что у меня тоже умер папа.  Я считаю, что их родители ни в чем не виноваты. Я их просто пожалела и поменяла показания. Кроме того, мы поменяли показания, потому что на меня и моего супруга оказывалось давление сотрудником ДКНБ. Он закрывал меня в своем кабинете, заставлял подписывать документы, что я, якобы, перевожу в своей машине наркотики. Я написала заявление на него в республиканский Антикор. На моего супруга в СИЗО этот же сотрудник ДКНБ оказывал давление, повышал голос, материл в присутствии нашего адвоката. Моему мужу говорили, что он не доедет до колонии, якобы, сделают так, что он покончит жизнь самоубийством.  Поэтому я запросила защиту как для себя и своих детей, так и для своего мужа в учреждении. Этот год, что велось следствие, мы жили как будто не своей жизнью. Мой младший сын начал заикаться, мы прошли курс лечения у невропатолога, ребенок  год не посещал детсад. А у старшей дочери однажды даже открылось кровотечение. Поэтому я считаю, что суд вынес справедливое решение в отношении этих людей.

Они обвиняют нас. Утверждают, что мы являлись наркобаронами или распространителями, это просто способ их защиты. Вина моего супруга не доказана, суда у него еще не было, и какое они имеют право вообще обзывать меня наркокурьером? – вопрошает женщина.

Между тем, родные уже осужденных не согласны с решением суда, они готовятся к апелляции и настаивают на том, что их близкие просто хотели избавить Аксу от наркопреступности.

— Мой супруг и остальные ребята хотели добиться справедливости, они услышали от наркокурьеров, что сотрудники полиции их крышуют, — рассказывает супруга одного из осужденных Нургуль Кабиденова. – Услышав это, они испугались, записали  видео и решили выложить его в интернет, так как не доверяли сотрудникам полиции. Они хотели добиться справедливости, а в итоге  сами оказались на скамье подсудимых. Они ни в чем не виноваты. Даже потерпевшие на суде прямо сказали, что наши ребята не при чем, что их заставили сотрудники полиции оклеветать их. Потерпевшие сказали, что боятся сотрудников полиции, что они их заставляли торговать этими наркотическими веществами. 

– Все решения суда основываются на показаниях людей, которые находятся сейчас под следствием под подозрением в наркоторговле. Какие выводы тут можно сделать? – задается вопросом отец одного из осужденных Сергей Матвиенко.  — Коррупция процветает, наркоторговля развивается дальше. Наш сын хотел с ней бороться, ребята хотели искоренить ее в Аксу. Они хотели прекратить этот поток наркотиков в городе, — уверен мужчина.

Напомню, ранее с обвинениями в адрес павлодарских полицейских выступила также известный адвокат Светлана Романовна. Вот выдержка из ее поста на личной странице:

«Как так получается, что на месте закладки раньше покупателя оказываются сотрудники полиции, которые с включенной видеокамерой ожидают прихода покупателя? Каким образом и от кого полицейские получают координаты закладки, которые известны только интернет-магазину и покупателю? (…) Тетрапакет с наркотиками лежал на улице на какой-то куче, совершенно ничем не прикрытый. Вы поверите, что наркодилер будет так рисковать двумя с половиной миллионами тенге? Лично я в это никогда не поверю. И тот факт, что этот тетрапакет охраняли полицейские, наводит на мысль, что именно они и положили тетрапакет на то место и были заранее подготовлены к задержанию того, кто этот тетрапакет заберет. Результат — полицейские успешно «раскрыли» особо тяжкое преступление, а преступник получил 10 лет лишения свободы. И, последнее, что дает основания по таким делам подозревать полицейских в провокации наркозависимых на совершение преступления. Для раскрытия преступления необходимо, чтобы подозреваемое лицо, прежде всего, попало в поле зрения полиции, и в материалах уголовного дела должны быть ответы на любые вопросы относительно обоснованности подозрения.  Но когда в деле нет совершенно ни чего, а в суде на вопросы защиты сотрудники полиции отвечают » я не знаю», » я не помню», возникают справедливые сомнения, которые в силу презумпции невиновности должны толковаться в пользу подозреваемого. Но это де-юре, а де-факто…»