Суббота, 23 ноября
Меню

Павлодарский акимат оплатит риэлтору за расселение опасного дома двойную цену. Часть 3

  • Ольга Воронько
  • 162
Павлодарский акимат оплатит риэлтору за расселение опасного дома двойную цену. Часть 3
Фото и видео: Ольга Воронько

Государство выделяет для расселения опасной многоэтажки в арендное жилье по 253 тысячи за трёшку, поставщик велел жильцам искать жилье за 130, сообщает Ratel.kz.

Начало здесь и здесь.

За 130 тысяч трехкомнатную квартиру в Павлодаре найти сегодня невозможно, а 16 октября будут заварены двери самой опасной в стране многоэтажки. Кто не подпишет договор с риэлтором, может идти бомжевать. На что подписывать договоры – непонятно.

Напомним, павлодарская четырехэтажка по ул. Центральная, 6, построенная экспериментально на плавуне без свай в 1988 году, в которой только трёхкомнатные и четырёхкомнатные квартиры улучшенной планировки, раскололась в августе этого года. Как сказано в техническом заключении экспертной организацией ТОО «СтройПроектГрупп» от 25 августа, «в доме имеется нарушение в части разрыва швов соединения между модульными блоками и навесными торцевыми панелями, плитами перекрытия из-за несоблюдения проектной высоты швов, произошел разрыв рулонного ковра кровли вдоль здания, и в результате воздействия атмосферных осадков произошло разрушение опорных консолей по коридорам 4-го этажа, что может привести к поэтапному обрушению плит покрытия и перекрытия. В связи с невозможностью доступа для восстановления разрыва сварных швов опорных консолей рекомендуется произвести демонтаж здания». 18 сентября власти объявили ЧС техногенного характера по адресам ул. Центральная, 2, Центральная, 6 и Центральная, 8. Горотдел ЖКХ подписал с ИП Кусаинов как с поставщиком договор о госзакупках способом из одного источника, по которому поставщику выделяется за счет акимата 15,2 млн тенге, а он предоставляет в аренду жильцам 24 квартир Центральной, 6 трёхкомнатные квартиры в черте города в надлежащем санитарно-техническом состоянии.

Достаточно взять калькулятор, разделить 15,2 миллиона на 24 квартиры и 2,5 месяца, что остались до конца года, чтобы понять, что на съем каждой трешки выделено 253 тысячи тенге. Но вчера, 12 сентября, квартировладельцу позвонил представитель риэлтора и предложил:

– Есть трехкомнатная квартира по улице Кутузова, 4, если адрес устраивает, срочно звоните, договаривайтесь, потому что у хозяйки много желающих снять. Она сдает за 150 тысяч, но мы ей сказали, что готовы платить не больше 130.

— И как я должна договариваться, чтобы она мне сдала за 130, если у нее много желающих за 150? — интересовалась квартировладелец. — И не слишком ли вы себе высокую маржу определили?

— Зато мы будем платить ей с 1 по 10 число и не кинем, — объяснил поставщик. – Мы работаем не по упрощенке, платим очень высокий НДС.

Разумеется, хозяйка квартиры по улице Назарбаева, 4 (Кутузов уже давно переименован), сообщила: «Не ниже 150!» и даже показывать ничего не стала. Владельцы остальных 23 квартир расколовшегося дома подтвердили – им тоже поставлены рамки в 130 тысяч.

Вчера же павлодарские власти провели пресс-конференцию.

— Нужно отметить, что уведомления жильцам уже розданы, сроки в них выставлены до 16 октября текущего года, после этого будет проведена процедура обесточивания жилья, подъезды и окна первого этажа будут заблокированы, — отчиталась замакима Павлодара Светлана Гладышева.

Руководитель горотдела ЖКХ Кенжегуль Жолжаксинова сообщила журналистам и просочившимся на пресс-конференцию жильцам опасного дома, что из чрезвычайного резерва для расселения Центральной, 6 до конца года выделено даже не 15,2, а 17 миллионов тенге.

— Договор о госзакупках заключен на 15,2 миллиона, так как этот поставщик является неплательщиком НДС, — сказала она.

На вопросы СМИ, отслеживают ли в акимате, за какую сумму риэлтор будет арендовать жилье у собственников, чтобы предоставить его жильцам расколовшегося дома, какую разницу положит себе в карман, почему так нерационально тратятся наши налоги и что будет, если поставщик за оставшиеся три дня так и не сможет найти 24 трешки за 130 тысяч тенге, власти ответили, что жильцы сами во всем виноваты.

— Это не очередной отмыв денег, — заверила Кенжегуль Жолжаксинова. – Мы выделили средства, за какую сумму поставщик будет снимать квартиры, нам без разницы, нас этот вопрос не интересует. Потому что он учитывает своих работников, еще другие вопросы, мы туда не лазим. Мы направили жильцам уведомление о том, что мы можем снять только квартиры в надлежащем санитарно-техническом состоянии, но это не значит, что мы будем снимать квартиры с евроремонтами, потому что потребности у людей разные. Учитывая, что дом находится под угрозой, если жильцы не соглашаются, мы направили уведомление, чтобы они понимали всю серьезность этого вопроса, возможность гибели людей. Мы отразили, что они берут риски на себя.

— Совсем нельзя найти фирму, которая будет брать себе маржу хотя бы в размере 20 тысяч с квартиры в месяц, а не ста? Как вы Кусаинова выбрали, у которого нету собственных квартир? – спросили журналисты.

— Запрошены были ценовые предложения, три компании их предоставили, — ответила руководитель горотдела ЖКХ.

Замакима города добавила, что, если у жильцов есть несогласие, они могут отсмотреть санитарно-техническое состояние квартир вместе с руководителем горотдела ЖКХ. Где отсматривать эти загадочные трешки за 130 тысяч в надлежащем санитарно-техническом состоянии, никто не сказал. Также Светлана Анатольевна сообщила, что дом (у которого несоблюдение проектной высоты швов) пришел в такое состояние, потому что жильцы за ним не ухаживали и вовремя не заделывали трещины. Еще сказала, что в министерстве промышленности и строительства считают, что аварийный дом не подпадает под программу реновации.

В свою очередь, во время брифинга в министерстве промышленности и строительства РК, также прошедшем 12 октября, министр Канат Шарлапаев сообщил, что по поручению правительства 100 процентов аварийных домов всей страны, а не только Астаны, должны попасть под программу реновации. Она подразумевает расселение жильцов аварийных и ветхих домов и предоставление им в собственность квартир в новостройках.

— Но мы живем в реальном мире, и нужно понимать, что проблемы, которые у нас накопились, за короткий период времени, конечно же, не решатся, будем разрабатывать соответствующие программы, — посетовал министр, объясняя, почему в одних регионах гражданам РК новые квартиры взамен аварийных положены, а в других регионах таким же гражданам они не положены.

А после того, как министр ушел с брифинга на совещание, заместитель председателя комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства минпрома Бакытжан Жунисбеков (на снимке) рассказал Ratel.kz, что жители нашей страны могли бы сами проводить у себя во дворе реновацию. Как? А вот как.

— Жильцы соседних домов, если они все ветхие, могут рассматривать свою территорию как общую зону застройки. Может, кто-то соберется ее застроить и предложить вам взамен квартиры в новых домах.

— То есть сами жильцы могут искать застройщика?

— А почему нет? Смотрите, здесь могут привлекаться инвестиции местного исполнительного органа, причем это не обязанность его, инвестиции со стороны частных инвесторов, вы можете эту территорию по-другому спроектировать, и вам в таком случае ваши квадратные площади будут возмещены в новом комплексе.

— Вы считаете, что жильцы организационно это потянут? То есть они должны собрать деньги, нанять проектировщика, потом дать объявление в СМИ, что жильцы таких-то домов ищут инвестора, желающего их расселить и что-то построить в их дворе?

— Это им никто не запрещает. Это возможно. Если есть индивидуальные жилые дома, они же выкупаются, правильно? Бывает, что они не выкупаются за финансовые средства, а по договору их владельцам обещают в новостройке определенные квадратные метры.

— Где и как жильцы могут сами поискать такого инвестора?

— Точно так же, как и государство, когда изыскивает средства для привлечения инвестора. Государство как смотрит? Рассматривает территорию, рассматривает план – каким образом и сколько квадратных метров жилья можно построить на этой территории. Там же должен быть запас площади. Соответственно учитывается градостроительная документация, регламенты, которые установлены местным исполнительным органом. Там очень много факторов. Я вам пример приведу – есть в Алматы такие дома, которые застройщики хотят снести, построить на их месте другие комплексы большей площади, но при этом обеспечить тех жильцов, которые там проживают, квартирами. Но при этом пять процентов жильцов не соглашаются. Все, дом стоит. Остальные 95 процентов жильцов проводят переговорные процедуры с теми пятью процентами.

— Но это же вы говорите про инициативу застройщика, а не жильцов. А жильцы-то как могут инициировать?

— Разными способами, как я вам могу сказать – как.