Понедельник, 30 декабря
Меню

С чемоданами на выход!

  • Салауат Темирболат-улы
  • 21008
С чемоданами на выход!
фото автора

В Павлодаре решили ввести режим ЧС местного техногенного характера из-за разваливающего дома, но люди не верят чиновникам и боятся остаться на улице

Жильцы многоквартирного дома номер 6 по улице Центральной бьют тревогу. В стенах здания появились трещины, а плиты перекрытия сдвинулись на несколько сантиметров. Некоторые люди говорят: пройдет ещё один мощный осенний ливень, четырехэтажка рухнет, а они останутся под завалами. Другие верят, что если укрепить здание, стянув его металлическим «корсетом», то все обойдется.

Спасительные маячки

С момента первых тревожных сигналов прошло полтора месяца. По словам жителей дома, ранее приезжали представители департамента ЧС, прошлись по квартирам, что-то записали и посоветовали повесить бумажные маячки с указанием даты. Если они вдруг оборвутся, значит стены продолжают расходиться.

«Первое собственное жилье, я семью создаю, хочу жить как все. Только накопил на ипотеку, заехал и тут пошла такая катавасия. Всего месяц нормально пожили, сделали ремонт, стали привыкать к соседям, к району. Хотели отпраздновать новоселье. Вкалываю на работе ради этих 160 тысяч в месяц банку. А теперь могу остаться у разбитого корыта. Какой банк заплатит за такой форс-мажор? Хотя юристы уверяют, что ситуация вроде подходит под страховой случай, но неизвестно, сколько дадут за дом, который весь город уже обходит стороной», – говорит новосел Арсан Нигманов.

Он вспоминает, что проблемы в его квартире на четвертом этаже начались в конце июля- начале августа, с первыми дождями.

«Прямо на глазах по сантиметру, по два уходили стены. 29 августа повесил бумажные маячки, а они сразу порвались. Видно же, что дом идет по швам. Что будет зимой — не знаю. Затыкал трещины, пеной заливал, но все равно разрывы увеличиваются, и ветер дует. Оттуда все начало сыпаться, с улицы сколопендры, мыши, тараканы лезут, а тут маленький ребенок. Вот сюда четыре пальца свободно проходят, а сюда кулак можно засунуть», – демонстрирует огромные дыры в стене Арсан Нигманов.

Почти такая же ситуация у старшей по дому Марины Ватули.

«Сказать, что страшно — это мало. Каждый раз засыпая думаешь, а проснешься ли? Часть людей уже на чемоданах. Другие сохраняют оптимизм и считают, что просто надо хорошенько стянуть его железными уголками и замазать щели. Простоял же 30 лет, и ещё сто лет будет стоять», — выражает разные точки зрения жильцов старшая по дому.

Зашли в тупик

Журналисты тоже оказались в полном неведении. С официальными ответами пресс-служба городской администрации тянет не первую неделю. Пока СМИ получают только обещания всё подробно рассказать «на днях». Похоже, акимат не может найти общий язык с жильцами и определить план действий.

«Сначала чиновники сказали, что дом не аварийный, потом вдруг он стал аварийным. Как-то странно всё это выглядит. Но официальной бумаги нам пока не дали, не показали, что там написано. Люди у нас разделились на два фронта: одни готовы съехать, а другие нет. Приезжал аким города. Сказал – будем переселять. Но потом всё затихло», – недоумевают жители злосчастной многоэтажки.

Пока в акимате решают, на ситуацию отреагировали депутаты мажилиса Ирина Смирнова и Гаухар Танашева. Они приехали в Павлодар, чтобы встретиться с представителями МСБ и послушать их мнение насчет принятия нового Налогового Кодекса. Но выкроили время для встречи с жильцами, прошли по квартирам и зафиксировали увиденное на фото и видео.

А в конце рабочего дня отправились в горакимат, пригласив с собой представителей инициативной группы собственников квартир, их юриста и журналистов. Мажилисменов встретила заместитель акима. Светлана Гладышева не первый год курирует социальный блок, знакома и этой с ситуацией.  

Она пояснила, что власти готовы к расселению, но жильцы попросили дать время на принятие решения. По ее словам, новый аким Павлодара Хасар Хабылбеков озвучил план действий. При первом варианте расселение в арендные квартиры должно было начаться 27 сентября.  

«Сегодня уже есть поставщик, который будет квартиры подбирать с учетом пожеланий жильцов. Когда люди начали возмущаться, предложили другой вариант. В любом случае, ЧС объявлена, в любом случае расселение будем делать. Но если люди не согласны, даже если один отказник будет, он имеет право подать на нас в суд, на местные исполнительные органы. Но тогда ремонт квартир и дома они осуществляют за свой счет. То есть, это будет либо модернизация либо какие-то другие варианты за собственный счет, потому что все квартиры приватизированы. Поэтому, мы предлагали расселение», — говорит Светлана Гладышева.

К слову, акимат в целях безопасности, решил распространить режим ЧС еще на два соседних дома, построенных в одно время с домом №6. Все они возведены по экспериментальному принципу – модулями.  

Народ – самая высокая ценность государства

Сегодня люди отправляют письменные обращения в акимат, они хотят заручится подтверждением, что их не оставят без собственного жилья. Светлана Гладышева пояснила, что только на создание необходимой проектно-сметной документации требуется до 9 месяцев. Даже дом снесут и решат возвести новый, процесс может растянутся на пару лет. Обещают выделить в собственность другие квартиры в течение года.

«Cлучилось ЧП местного характера в связи с тем, что дом может обрушиться. И люди, которые в этом доме живут могут оказаться под завалами. Правильно сделал акимат, объявив чрезвычайную ситуацию. В связи с этим им должны предоставить жилье временное, находящееся в введении акимата. Но выяснилось, что такого жилья нет, поэтому предлагают людей расселить по арендным квартирам. Но по закону за жилье, которое невозможно отремонтировать и в нем нельзя жить, государство должно выделить деньги в соответствии с его рыночной стоимостью до момента разрушения. Либо предоставить жилье равноценное. Я никого не хвалю, я говорю, что правильно сделали, объявили ЧС местного характера. Но людям нужно обращаться в письменном виде, не верить словам. Объявили ЧС, есть эта бумага, значит, каждого нужно оповестить. Вот каждому прислать СМС. Что ваш дом признан аварийным, есть алгоритм действий, согласны или нет? Но когда просто объяснили, то так, то эдак, один услышал так, второй так. Возникли вопросы с опекаемыми, вопросы с ипотекой. Это жизнь. Тут уже каждый должен срочно идти разбираться», –  подводит итоги депутат Ирина Смирнова.

Она намерена держать эту ситуацию на контроле и поднять вопрос на уровне парламента. Ведь зима не за горами, начинается отопительный сезон, и бросать людей государство не может. А местные органы власти обязаны научиться строить мосты, и наладить эффективную коммуникацию с населением, чтобы обходить острые углы и в конце концов защищать интересы граждан.

«Народ является самой высокой ценностью государства. И народ наделяет правами чиновников работать на народ. И вот здесь с каждым надо отработать днем и ночью», — объяснила как действовать акимату в этой непростой ситуации Ирина Смирнова.

Жители боятся остаться ни с чем после переезда в арендное жилье.

«Я понимаю их, они полагают, что их выселят вот сюда, ИП какое-то, допустим. Потом ИП закрылось, например, этот уехал куда-то, дом снесли. И куда потом идти? Ни одной бумажки, ничего нет. Он просто собственник снесенного дома. И начнет годами судиться с государством, а это очень сложно. Поэтому надо получить бумаги, написав в акимат обращение», – говорит народная избранница.

Почему экспериментальный дом трещит по швам?

Мы обратились к независимым экспертам. Они считают, что обязательно нужно выяснить причину происходящего.

«Конструктивная часть здания имеет прогрессирующую деформацию. В первую очередь необходимо установить причину и остановить дальнейшее разрушение узловых частей объекта. Необходимо провести полноценное, всестороннее техническое обследование жилого дома. Особое опасение вызывает динамика увеличения конструктивных деформаций. Только после проведения профессионального технического обследования объекта можно будет принимать меры по дальнейшему восстановлению, усилению либо сносу здания», — прокомментировал ситуацию независимый специалист в сфере архитектуры и строительства Назар Жумабеков.

Ситуация, как отмечают эксперты действительно непростая. И здесь все зависит только от выверенных шагов государственных органов, их умения найти индивидуальный подход к каждому жителю и прийти к консенсусу. Каких бы нервов и усилий или финансовых затрат это не потребует, людей в опасности оставлять нельзя.