Среда, 22 января
Меню

Разработчик Zerek-2 ответил на жалобы о необоснованных штрафах на трассе Павлодар-Астана

  • Майя Шуакбаева
  • 1079
Разработчик Zerek-2 ответил на жалобы о необоснованных штрафах на трассе Павлодар-Астана
Фото: pexels.com

Добраться до столицы дешевле на самолете и куда проще поездом. К такому выводу пришли водители, массово жалующиеся на необоснованно начисленные штрафы за якобы превышение скорости на республиканской трассе Павлодар-Астана. С 25 августа на этой и еще пяти автодорогах страны заработали аппаратно-программные комплексы Zerek-2, которые фиксируют скорость выше установленных 140 км/ч.

ФОТО: POLISIA.KZ

Анатолий Тюник знал, что с конца августа превышать разрешенные на трассе Павлодар-Астана 140 км/ч чревато штрафами. Поэтому по дороге в Караганду и обратно, по его словам, устанавливал круиз-контроль, а на плохих участках маршрута даже снижал скорость. И мужчину неприятно шокировали сразу три штрафа, полученные им.

«При пересечении знака «140» я набрал 140 км/ч. Установил круиз-контроль, и так ехал до самого съезда на Караганду. В итоге на следующий день мне прилетает три штрафа: туда со скоростью 157 км/ч и 159км/ч и назад – 169 км/ч. При этом машина все время шла с одинаковой скоростью: что туда, что обратно. Я оплатил 34 тысячи тенге, потому что уже через неделю заплатил бы вдвое больше. Оспаривать штрафы тоже не стал, ведь что у меня есть против техники? Слова? Никакой базы доказательной нет. Начисление штрафов, конечно, необоснованное, потому что фиксация какая-то нереальная. С учетом того, что камеры установили пару недель назад, может быть, кто-то не проконтролировал настройку, какой-то сбой был. А сейчас при получении данных штрафов у нас нет возможности обосновать свою правоту», — возмутился Анатолий Тюник.

К слову, в социальных сетях за короткий период работы аппаратно-программного комплекса Zerek-2 также появилось множество жалоб на якобы необоснованное начисление штрафов на дороге, ведущей в столицу. Вот, что писали подписчики паблика @tipavlo.dar:

«Я также 140 всю дорогу езжу, уже два штрафа оплатил. Один – 156 км, второй – 155 км, совпадение?  Или эти камеры придется внаглую убрать! Я думал, у меня у одного так».

«Кто ездит по этой трассе, многие при разговоре жалуются на штрафы. Опять казну собирают».       

«Ехал ночью в дождь, физически не мог превышать. Итог: три штрафа — 159, 161 и 160. Не поверил, но платить пришлось. Реально подстава. Надо писать коллективное обращение, пусть исправляют. Так нельзя! Они даже не тестили свою систему!».

В «КазАвтоЖоле» жалобы автолюбителей и журналистский запрос перенаправили к разработчику аппаратно-программных комплексов Zerek-2 компании Computer Vision Technologies (CVT), которая занимается и их обслуживанием.

В CVT сначала дали обширную справку о технологическом оборудовании, пояснив, что работа комплекса строится на приеме и обработке данных, получаемых с помощью оптического модуля. Комплекс в автоматическом режиме определяет государственный номерной знак автомашины, скорость, полосу, класс транспортного средства и формирует, так называемый, «пакет событий». Данные передаются в «КазАвтоЖол», а далее в единый реестр административных правонарушений Генпрокуратуры РК. Именно там, заверяет разработчик, проводится «проверка на правильность зарегистрированного предписания о необходимости уплаты штрафа».  

«Поскольку комплексы отправляют данные напрямую в «КазАвтоЖол», мы не занимаемся начислениями за проезд автомобильных дорог и штрафами», — заявил руководитель отдела эксплуатации CVT Айбек Сламбеков. – «Фиксация происходит моментально в режиме реального времени. Программно-аппаратные комплексы как средство измерения должны проходить соответствующую поверку и испытания. Наши аппаратные комплексы эти испытания и проверку прошли, имеют допуск на использование как измерительное средство, получили сертификат Астанинского филиала АО «НаЦЭкС». На основании результатов поверки средство измерения признано годным и допущено к применению до 27 июля 2025 года. В настоящее время погрешность наших аппаратов плюс минус 2 км/ч, что является допустимым значением».

Всего на магистралях республиканского значения установлены 94 арки контроля Zerek-2, но работают из них пока только 33 на шести автодорогах: Астана – Павлодар, Конаев – Талдыкорган, Тараз – Кайнар, Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Тараз, Шымкент – Узбекистан.

Фото: pexels.com

Однако жалобы поступают только на трассу Павлодар-Астана. Компания-разработчик отреагировала на обращения автолюбителей, проверила оборудование на дороге, но нарушений или сбоев в работе Zerek-2 не обнаружила.

«Данный аппаратно-программный комплекс Zerek-2 имеет сертификат метрологической поверки со сроком действительности два года», — пояснил начальник управления административной полиции Департамента полиции Павлодарской области Борис Алимбаев. – «Граждане, несогласные с предписаниями о необходимости оплаты штрафа, вправе обратиться с письменным заявлением в управление административной полиции, где будет проведена соответствующая проверка и предоставлен ответ. Возврат денежных средств может быть произведен только в случае, если при проверке будет подтверждено, что фиксация правонарушений, была зафиксирована неверно».

При этом ни в CVT, ни в Департаменте полиции не уточнили, каким образом водитель будет доказывать свою правоту перед бессловесной и неумолимой техникой, которая, по заверениям компании-разработчика, ошибаться не может. Очевидно, что даже видео с личного регистратора, фиксирующего скорость, будет считаться доказательством в суде только после метрологической поверки.

Любопытно, но по данным Департамента полиции региона, с 24 августа по 13 сентября система Zerek-2 выявила более трех тысяч нарушений скоростного режима на общую сумму 96 млн тенге. Сумма штрафа по статье 592 КоАП РК варьируется от пяти до 30 МРП, свыше 103 тысяч тенге. Поэтому поездка до столицы и обратно ощутимо бьет по карманам автолюбителей.

Между тем, как стало известно на днях, Павлодарская область находится на предпоследнем месте в стране по уровню оснащенности средствами фиксации нарушений ПДД. И в скором времени в регионе планируют установить 390 новых аппаратно-программных комплексов и более 6500 видеокамер.