Понедельник, 13 января
Меню

Думает ли наш премьер о простате казахстанцев. Часть 1

  • Ольга Воронько
  • 184
Думает ли наш премьер о простате казахстанцев. Часть 1
фото и видео: Ольга Воронько

Кто-то из правительства лоббирует отечественного масложиродела с сомнительной продукцией, пока мажилисмены воюют с некачественным импортом на наших прилавках, сообщает Ratel.kz.

Законы у нас хорошие

В минувший четверг в центральном аппарате партии «Аманат» мажилисмен Нуржан Ашимбетов собрал вице-министров нескольких министерств и председателей союзов пищевой промышленности, чтобы обсудить – как защищать отечественных производителей мяса и молока. Напомним, это уже вторая встреча, инициируемая Ашимбетовым. Под занавес первой сессии мажилиса парламента отечественные фермеры приехали в комитет по аграрным вопросам и пожаловались, что крупные торговые сети вытесняют мелкие магазины «у дома», а затем 80 процентов полок отдают под российские продукты. Причем не самого лучшего качества. А все потому, мол, что россияне имеют возможность демпинговать, поставляя, к примеру, мясо птицы, до 40 процентов живого веса которой составляет вода. Не отказываются они и от выплат ретро-бонусов, которые практикуют крупные торговые точки РК, когда с производителей товара помимо наценки, в которую должны быть включены все расходы торговцев, взимается дополнительное вознаграждение при выполнении продаж определенного объема или на определенную сумму, или за лучшее место на полке. А отечественным производителям, выпускающим качественный товар, говорили на той встрече в конце июня фермеры, эти ретро-бонусы не по карману.

В центральном офисе «Аманата» к обсуждению проблемы подключились члены правительства, которые заверили, что готовы бросить на поддержку отечественного производителя. Которые и без того уже защищен законами, все силы.

— На сегодняшний день у нас есть обязательное требование, что торговые сети должны обеспечить на полках 30 процентов товаров отечественных производителей, мы эту долю сейчас хотим увеличить до 50, — сообщил вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев. – Планируем это сделать на законодательном уровне до ноября, соответствующие изменения в закон «О регулировании торговой деятельности» уже подготовлены. На прошлой неделе мы в мажилисе обсуждали планы реформ, минэкономики готовит большой талмут, там есть как минимум норма, по которой торговые сети не накручивали и не вынуждали заключать невыгодные для себя контракты. Торговые сети – это не наше проклятие, как вы говорите. С одной стороны – это наши помощники, потому что у нас, к сожалению, современных форматов торговли в стране всего 30 процентов, и мы хотим их наращивать. Если где-то какие-то случаи были, что торговые сети занимают доминирующее положение, надо поработать с АЗРК. Законодательно у нас запрещается ограничивать доступ отечественного производителя в торговые сети, эта норма есть в КоАПе, 201 статья. Я вас прошу, если такие случаи есть, пусть они обратятся в наши территориальные подразделения.

Люди у нас боятся

Секретари альянса отраслевых союзов пищевой промышленности Андрей Кукушкин заявил вице-министру торговли, что отечественные производители бояться требовать исполнения законов. И сам отказался называть крупную торговую сеть, которая устроила травлю непокорным.

— Они боятся, потому что завтра им вообще закроют к прилавкам, у нас в Алматы такие случаи были, — пояснил Кукушкин. — Производители начали отстаивать свои права в одной крупной торговой сети, на завтра их не только в торговую сеть не пустили. Но даже на наш крупнейший продовольственный рынок. Поэтому да, в законодательстве все есть, но на месте царит дикий запад, а государство стоит в стороне.

В итоге стороны остановились на том, что с ноября, когда появится норма о 50 процентах, все у нас должно стать хорошо — крупные торговые сети, как в Беларуси, сами буду бегать за отечественным производителем и просить – дай товар, поставлю на полку. И вообще комитет торговли, комитет ветеринарного контроля и надзора и комитет ветеринарно-эпидемиологического контроля создали ситуационный центр, который на приграничных территориях берет пробы, контролирует – какие продукты завозятся, какие из них не соответствуют нормам.

— Что-то мы про наш ситуационный центр никакой информации не имеем, в отличие от российского, — заметил Нуржан Ашимбетов. – Честно говоря. Про наш я первый раз слышу. И про принятие зеркальных мер тем, что применяет к нашим производителям Россия – тоже. Я вот постоянно просматриваю информацию по завозу. Когда наши заходят на российскую территорию с более-менее крупными партиями товара и начинают составлять конкуренцию россиянам, Росткехнадзор сразу берет партию продукции, обязательно выявляет какую-нибудь палочку и автоматически ставит запрет на всю продукцию на длительное время. И сразу информирует общественность: такую-то партию выявили, обнаружена палочка в такой-то колбасе.

Вице-министр сельского хозяйства Ербол Тасжуреков тут же отчитался, что для защиты внутреннего рынка, чтобы усилить контроль животноводческой продукции, министерство из резерва правительства запрашивает четыре миллиарда тенге для закупа лабораторного оборудования. Потому что сейчас россияне проверяют по 27 компонентам, а мы по семи. Вот и не можем противостоять по тем компонентам, по которым нет контроля.

Кто лоббирует вредные продукты

Бодрые вицеминистерские отчеты испортила вице-президент ОЮЛ «Союз птицеводов Казахстана» Бакит Кущегулова (на фото), которая рассказала, как однажды с прилавков всех крупных торговых точек столицы загадочно исчезла российская птица и вообще вся российская продукция. А накануне их общественное объединение позвало родной ситуационный центр провести рейд.

— Представляете, мы пришли, вообще российской продукции на полках нет, — рассказала Кущегулова. — Обращаемся к одному парню, говорим – хотим купить для себя ящик птицы. Он говорит – если для себя, то сейчас вынесем. Они все спрятали! Потому что ситуационный центр все знал и уже или доложился, или, я не знаю, утечка ушла.

Вслед за этим выяснилось, что и отечественную продукцию сомнительного качества кое-кто лоббирует, да так, что мы рискуем нарваться на международный скандал и полный запрет на экспорт наших булочек и печенек.

Продолжение следует