Пятница, 3 мая
Меню

Вместе или врозь: насколько сильно связаны экономики Казахстана и России?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 497
Вместе или врозь: насколько сильно связаны экономики Казахстана и России?
Коллаж Татьяны Нагаевой

Россия остается одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана, она компенсирует дефицит электроэнергии и обеспечивает транзит нашей нефти.

В казахстанском сегменте социальных сетей и в статьях СМИ нередко можно встретить призывы сократить к минимуму или вовсе прекратить экономические отношения с Россией. Связывают это как с рисками вторичных санкций, введенных против РФ из-за войны в Украине, так и с идеологическими причинами. Но возможно ли это на практике? Давайте разберемся, насколько в действительности связаны экономики Казахстана и России.

Доля снижается, но остается высокой

Показывать экономическую связанность лучше всего на конкретных цифрах, и первое, на что здесь нужно обратить внимание – это данные по внешней торговле. Казахстан и Россия в силу исторических и географических причин много торгуют между собой. Часть торговых связей сохранилась еще с советских времен, а где-то появились уже новые в годы независимости.

К числу первых можно отнести, к примеру, исторические поставки глинозема с Павлодарского алюминиевого завода, а также зависимость Павлодарского нефтехимического завода от поставок сибирской нефти – именно под ее переработку в бензин он и был когда-то построен.

В годы независимости расширилась торговля, прежде всего, товарами народного потребления. Из России в Казахстан в основном завозят оборудование и транспортные средства, продукцию химической промышленности и каучук, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также металлы и изделия из них, разные минеральные продукты. В свою очередь из Казахстана в обратном направлении отгружаются минеральные продукты, товары химической промышленности, также продовольствие и сельхозсырье, продукция машиностроения, металлы и изделия из них.

Из этого видно, что номенклатура торгуемых товаров большая. И это отражается в статистике внешней торговли Казахстана, приведенной ниже. Инфографика показывает долю России в общем товарообороте и экспорте с импортом по отдельности.

Источник: Бюро национальной статистики АСПиР

Если разбирать на конкретных цифрах, то видна большая доля России по всем трем показателям. При этом видна тенденция на снижение в последние годы, хотя по импорту в первой половине 2023 года случился рост относительно всего 2022-го.

Эти изменения могут происходить по нескольким причинам – как по сокращению поставок конкретных товаров (например, автомобилей, производство которых в РФ упало из-за проблем с поставками комплектующих), так и изменения в цене других товаров.

К примеру, Казахстан активно торгует нефтью со странами Евросоюза, и рост цен на это сырье не мог не отразиться на внешнем товарообороте, который измеряется в денежном выражении. То есть даже при сохранении одних и тех же объемов товарооборот может вырасти из-за того, что цена на единицу товара выросла – в данном случае это баррель нефти.

Важно посмотреть и взаимный интерес в открытии новых производств между странами. Инфографика ниже показывает, что за последние пять лет средний объем инвестиций из России в Казахстан держался в коридоре от 1 до 2 млрд долларов.

Источник: Национальный банк РК

Свежих данных по инвестициям Казахстана в Россию в открытом доступе обнаружить не удалось, но по данным Евразийского банка развития, к концу 2020 года накопленные инвестиции РК в экономику РФ составили более 2,8 млрд долларов, в то время как российские накопленные инвестиции в Казахстан на тот же период – чуть менее 11,2 млрд долларов. Эти цифры говорят о том, что предприниматели обеих стран вкладываются в развитие уже существующих и создание новых предприятий.

И на конкретных примерах

Если статистика утомляет, то можно показать связанность двух экономик на конкретных примерах. С осени 2021 года Казахстан испытывает дефицит электроэнергии в моменты пиковых нагрузок, и его величина составляет 1,3 гигаватта мощности. Для сравнения – это почти полторы мощности ГРЭС-2 в Экибастузе.

Дефицит компенсируют через закупки из России. Так «северный сосед» поддерживает единую энергосистему Казахстана, компенсируя различия в производстве и потреблении электроэнергии у нас. Это означает, что энергосистема Казахстана зависит от России и не может работать самостоятельно, пока проблема дефицита у нас не будет окончательно решена.

Схожая ситуация и с транзитом нефти. Казахстан экспортирует до 90% нефти по инфраструктуре России – это в первую очередь Каспийский трубопроводный консорциум и нефтепровод «Дружба». Через первый проходит порядка 80% казахстанской нефти, которая отправляет за рубеж. В 2022 и 2023 годах с работой КТК наблюдались перебои, и это повлияло на доходы страны от экспорта. А ведь именно нефть формирует до половины экспорта Казахстана, и доходы от его продажи обеспечивают большую долю поступлений в бюджет и Национальный фонд Казахстана.

Конечно, Казахстан наращивает поставки альтернативными маршрутами, например, через Каспийское море и Черное море в обход России, но заменить КТК полностью они пока не в состоянии.

Тем временем, присутствие России в добыче ресурсов не такое значительное. Например, в 2022 году на российские компании пришлось всего 3,5% всей добытой в Казахстане нефти, в то время как на американские – 30,9%, а на европейские – 17,2%. Что касается урана, то «Казатомпром» к началу этого года добывал 55% урана, а «Росатом» – 21%, поэтому и здесь какие-либо риски для нашей страны незначительны.

В целом обзор показывает, что экономики Казахстана и России сильно связаны между собой, и резкий разрыв отношений между ними приведет к ущербу для обеих сторон. В сложившихся геополитических условиях Казахстан сохраняет во главе угла свои собственные прагматичные интересы, и поэтому рисков для стабильности к настоящему моменту не видно.

Примечание: Позиция автора не отражает мнение редакции

Юрий Масанов, экономический обозреватель