Воскресенье, 8 сентября
Меню

Кому ударит по карману атомная электроэнергия

  • Ольга Воронько
  • 374
Кому ударит по карману атомная электроэнергия
Фото: axis.com

На первых общественных слушаниях по АЭС в поселке Улькен народу пообещали киловат-час за 19 тенге, специалисты утверждают, что она обойдется в четыре раза дороже, сообщает Ratel.kz.

Об этом сегодня, 23 августа, на пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе заявили ОЮЛ «Ассоциация Экофорум Казахстана». По словам спикеров, в зал на слушания, как это водится, пригласили специально отобранных людей, а тех, кто был против АЭС, просто не позвали. В итоге сразу же после окончания, 22 августа, власти заявили о всесторонней и единогласной поддержке строительства АЭС. Председатель Экофорума Казахстана Светлана Могилюк заметила, что организаторы слушаний ссылались на 12 статью закона «Об использовании атомной энергии «, но никто из выступающих не привел её полностью. А между тем, из этой статьи следует, что при принятии решения важно не мнение жителей, а выяснение: нужна ли АЭС для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов. Имеются ли условия для ее размещения, отвечающие требованиям законодательства Республики Казахстан в области экологии и использования атомной энергии. Отсутствует ли угроза безопасности АЭС со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов. Нет ли возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона.

Ничего из этого на слушаниях представлено не было, — заявила на брифинге Могилюк.Только голословные заявления о том, что атомная энергетика – это безопасно. Между тем, как профессиональный эколог хочу рассказать о рисках, которые несет атомная электростанция. Даже если общий радиационный фон на территории АЭС и вокруг низкий, и не происходит никаких внештатных ситуаций, при заправке реактора ядерным топливом могут происходить внезапные выбросы высоких доз радиации.

Исследования о состоянии здоровья населения, проживающего вблизи атомных станций, проводились в экономически сильных странах: Великобритании, Франции, США, Германии, Японии и других. По сравнению с Казахстаном в этих странах и научно-технологическая база надёжнее, и государственного контроля в области экологической безопасности больше, и коррупции меньше. Как показывают эти исследования, соседство с АЭС особенно опасно для детей. В США после запуска АЭС Гранд-Галф в пяти районах, соседствующих со станцией, в течение двух десятилетий фиксировался рост младенческой смертности. У детей до пяти лет, которые проживали в радиусе пяти километров 16 немецких АЭС, лейкемия встречалась в 2,2 раза и другие виды рака — в 1,6 раза чаще, чем у групп, не имеющих атомного соседа. Анализ, проведённый по 17 исследованиям из Великобритании, Франции, США, Германии, Японии и Испании, показал, что у детей до 9 лет, проживающих вблизи АЭС, на 5-24% выше смертность от лейкемии и на 14-21% выше заболеваемость лейкемией.

Ещё есть угрозы от протечек хранилищ радиоактивных отходов. Если сами АЭС работают десятки лет, то отходы, образующиеся при производстве атомной энергии, будут храниться тысячи лет. Помимо того, что расходы по обеспечению безопасности долговременного хранения лягут на многие поколения вперёд, риски для здоровья тоже растянутся на многие поколения казахстанцев. «Таинственные» смертельные заболевания могут стать характеристикой регионов, в которых будут размещены хранилища отработавшего ядерного топлива. Страны, которые трезво оценивают все минусы от использования АЭС, избавляются от такой опасности. К примеру, Германия отключила три последние действовавшие в стране АЭС весной 2023 года.

При этом, по словам спикеров, информация о казахстанцах, которые будут болеть от радиоактивного загрязнения, начнет замалчиваться, как это уже было с жертвами испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС из числа казахстанцев.

Участники пресс-конференции считают, что решение о строительстве АЭС в Казахстане является не экономическим, а исключительно политическим.

Наша власть ведет себя абсолютно аморально, поскольку не проводит честные слушания, а протаскивает свой конкретный проект, на котором узкая группа людей хочет заработать деньги, — заявил профессиональный энергетик Асет Наурызбаев. – Смотрите, стоимость киловатт-часа от атомной станции в последнем проекте «Росатома» «Аккую» в Турции – 12,35 цента, то есть примерно 57 тенге по сегодняшнему курсу. Плюс добавьте еще 15 тенге за передачу и распределение(на слушаниях шла речь о 19 тенге за киловатт-час – О. В.).То есть за каждый киловатт-час мы будем переплачивать 45 тенге. Они собираются построить два блока, это 15 миллиардов киловатт-часов. Умножьте 15 миллиардов на 45, это 675 миллиардов тенге в год мы все вместе будем переплачивать за электроэнергию из своего кармана только потому, что группе товарищей захотелось построить атомную станцию. Эта группа товарищей будет из нашего кармана каждый год полтора миллиарда долларов вытаскивать, потому что они уже придумали схему, по которой они эту несусветную схему размажут на все население Казахстана.

Но аморально даже не это, а то, что станция 60 лет поработает, а наши потомки получат на тысячелетия грязные отходы от этой станции, которые нужно будет охранять от бандитов и от иностранных государств, которые станут нас ими терроризировать, ничего не получая взамен. Вот что мы хотим подарить нашим внукам и правнукам. Нам говорят – через 10 лет мы предполагаем дефицит электроэнергии. То есть его не было – не было, бах, и появился. Проблема в том, что у нас министерство энергетики некомпетентно, оно не знает, как работать с возобновляемыми источниками энергии. Возобновляемые источники энергии, если они правильно распределены по территории страны, гораздо надежнее, чем АЭС. Мы уже освоили эту отрасль, у нас есть прекрасные инвесторы, которые по цене 12 с чем-то тенге за киловатт-час производят электроэнергию, не привлекая никаких государственных денег. Но противникам АЭС у нас слово не дают. Проводят круглый стол в «Атамекене», приглашают шестерых участников, которые «за», и меня одного, который «против». И хоть бы один был грамотный аргумент «за», когда пришлось бы спорить. Все хором употребляют словосочетание «базовая генерация», хотя такого определения в природе не существует.