Недавно информагентство «Наша жизнь» опубликовало интервью с Олегом Комаровым, кандидатом социологических наук, профессором, вызвавшее широкий общественный резонанс. В нем, в частности, он рассказал о том, что соцопросы в Казахстане проводятся редко и поэтому не показывают тех проблем, которые могли бы выявляться и, соответственно, вовремя разрешаться.
Поэтому мы решили продолжить тему и попросили Олега Комарова рассказать, откуда вообще «пошла мода» на соцопросы и почему они так важны, особенно в период обострения, в том числе, международной обстановки. И узнали много нового по истории вопроса и параллелям в отношении к войне гражданского общества Соединенных Штатов Америки и Казахстана в разные исторические эпохи.
«Если говорить о термине, то опросы общественного мнения – это система научно-исследовательских процедур с целью получения достоверных данных об изучаемом общественно-политическим явлении или процессе. Практически каждый из нас может в той или иной мере соприкасаться с опросами общественного мнения в качестве пользователя социальных сетей, различных СМИ или иметь опыт вовлечения в эти исследования в качестве респондента.
При этом вопросы международной политики, а также военные действия и связанные с ними события в Украине (война России против Украины или специальная военная операция – от названия суть не меняется – прим. авт.) вызывают самые разные эмоции у граждан Казахстана, что требует социологического изучения.
Как показывают разные опросы по этим проблемам, мнения граждан условно делятся на три основные категории: часть казахстанцев поддерживает территориальную целостность Украины и считает справедливой освободительную войну, другая часть граждан поддерживает Россию и считает ее претензии к Украине обоснованными, но большинство нейтрально относятся к обоим сторонам военного конфликта. При этом многие казахстанцы, независимо от своих симпатий к сторонам военного противостояния, справедливо считают, что необходимо как можно скорее остановить кровопролитие и заключить мир между Россией и Украиной.
Весьма удивительно, но опросы общественного мнения по вопросам международной политики и отношения граждан к войне в Европе имеют большую историю в демократических странах. К примеру, в начале 1940 года в США вышла книга «Пульс демократии» американских социологов Джорджа Гэллапа (1901-1984) и Сола Рэя (1914-1999), которая более 80 лет является учебником для независимых социологов и других исследователей общественного мнения в разных странах. Эта книга вызывает уважение и удивление даже у современных читателей, особенно на фоне обострения проблем международной политики и с началом новой войны в самом центре Европы.
В ходе изучения общественного мнения американского общества накануне и в начале Второй мировой войны (где боевые действия на первом этапе преимущественно велись в европейских странах) были получены очень интересные данные, которые могут представлять интерес и для наших современников.
Так, в ноябре 1938 года подавляющее большинство (92%) опрошенных американцев не верили заявлениям Гитлера, что у него после аннексии Судетской области в Чехословакии больше нет территориальных претензий в Европе.
В октябре 1939 года более половины (59%) опрошенных граждан отмечало, что Англия и Франция поступили правильно, уступая Германской агрессии, вместо того, чтобы вступить в войну. При этом большинство (77%) не считало оправданным аннексию Германией немецкой Судетской области в Чехословакии.
Также большая половина (60%) респондентов отмечала, что Мюнхенское соглашение вызовет войну, а меньшая часть (40%) считала, что территориальные уступки агрессору приведут к миру. При этом мнения граждан разделись примерно поровну в вопросе о том, что при вашей жизни США придется снова вступить в войну в Европе.
Накануне и в начале Второй мировой войны большинство американцев граждан (79% — в апреле 1937 г. и 68% — в ноябре 1939 г.), считало ошибкой возможное вступление США в мировую войну. А после начала новой мировой войны (сентябрь 1939 года), мнения граждан разделись поровну в отношении сроков войны: год и меньше (49%) и больше года (51%).
Большинство американцев (54% — в октябре 1939 г. и 68% — в феврале 1940 г.) верило, что США удастся избежать вступления в войну в Европе. Наряду с этим, после начала войны (сентябрь 1939 г.) большинство (82%) отмечало веру в победу союзников, меньшинство (7%) в победу Германии и 11% затруднилось ответить.
Большинство граждан пока еще невоюющей страны в ноябре 1939 года отмечало о готовности платить больше налогов для поддержания армии (64%), флота (67%) и военно-воздушных сил (70%).
В октябре 1939 года большинство (62%) американских граждан считало, что США должны сделать все возможное для победы Англии и Франции над агрессором, кроме вступления в войну американских солдат. И даже в ходе Второй мировой войны подавляющее большинство американцев (84% — в сентябре 1939 г., 95% — в октябре 1939 г., 96,5% — в декабре 1939 г и 96,3% — в апреле 1940 г.) выступало против объявления войны агрессору и отправки армии и флота за рубеж на войну.
После начала активной фазы войны две трети (66%) американцев, отмечало, что США не должны помогать Англии и Франции, если это грозит американцам вступлением в войну. Также удивительно, но большинство опрошенных граждан (77% в опросе февраля 1940 г.) были категорически против объявления войны агрессору и отправки армии и флота в Европу даже в случае поражения союзников.
Исходя из вышеприведенных данных, пусть каждый читатель сделает свои выводы и, возможно, найдет некоторые исторические параллели с оценками некоторых событий нашего времени…
Мировая история циклична и, как показывает исторический опыт человеческой цивилизации, все войны рано или поздно заканчиваются миром, а социологические исследования общественного мнения в вопросах отношения граждан к международной политике и к современной войне в самом центре Европы, к огромному сожалению, приобретают особую актуальность и в нашей жизни…«