Понедельник, 6 мая
Меню

Можно ли улучшить закон о госзакупках, чтобы никто не воровал?

  • Ольга Воронько
  • 48
Можно ли улучшить закон о госзакупках, чтобы никто не воровал?
фото: pixabay,com

На заседании общественной палаты при Мажилисе парламента прозвучало: чтобы коррупции при госзакупках стало меньше, надо перестать с ней рьяно бороться. Почему, выяснял Ratel.kz.

Перед завершением сессии на заседании общественной палаты обсуждали проект закона о госзакупках, который будет уже пятым по счету. Вице-министр финансов РК Даурен Кенбеил говорил о ноу–хау: космомониторинге фотографии строящегося объекта в общественном доступе, чтобы любой желающий смог посмотреть на ход строительства. Упоминал уже набившее оскомину желание бороться с закупками из одного источника. Рассказывал, что рейтинг участников госзакупок предлагается рассчитывать по еще более расширенной базе данных.

Участники заседания сетовали, что в некоторых случаях без возможности покупать из одного источника вообще ничего нормального купить нельзя, ругали поставщиков, обвиняя тех в затягивании начала строительства ради удорожания проекта. Заявляли, что нужно руководствоваться не освоением бюджетных денег, а ориентацией на результат, говорили другие правильные слова.

В этой связи член общественной палаты политолог Данияр Ашимбаев решил сделать небольшой экскурс в историю и напомнил: законы о гозакупках принимались в 1997, 2002, 2007, 2015 годах.

Причем в предыдущий закон поправки принимались два раза в год, в действующий поправки принимаются практически ежеквартально и начали вноситься через неделю после принятия, — сообщил Ашимбаев. — Законодательство о госзакупках у нас меняется едва ли не чаще, чем налоговый кодекс. Необходим режим ужесточения внесения поправок, чтобы, если закон приняли, он (до первой поправки – О. В.) отработал не менее трех лет.

Вице-министр финансов на это парировал, что они, мол, не меняют закон, а постоянно его усовершенствуют.

Потому что мы поправку приняли, поставщики через месяц начинают искать обходы этой поправки, и мы начинаем закрывать этот обход, — сказал он. — С 2016 года действующий закон на 70 процентов поменялся.

Член попечительского совета Общественного фонда «Қазақстан халқына» Олжас Худайбергенов, старательно подчеркнув, что Даурен Кенбеил и его команда — профессионалы, сообщил, что они находятся в рамках ограничений, из-за которых могут рождать законы только в определенном виде.

Мы этот закон о госзакупках рассматриваем как будто это закон о борьбе с коррупцией, — сказал экс-советник президента. — Это абсурд. Если посмотреть законы о госзакупках в других странах, они предполагают доверие к тому, кто осуществляет закупки. У нас вся система госуправления построена на недоверии госслужащих друг к другу. Один из пунктов, который сейчас озвучивается, как будто это преступление, родимое пятно – закупки из одного источника. Чтобы вы понимали, в большинстве развитых стран большинство закупок делается из одного источника. Более того, там так: объявили конкурс, подали заявки десять компаний, вице-министр, который принимает решение, из этих десяти выбирает ту, которую посчитает нужным. Там нет наказания за несоблюдение процедур, потому что процедур как таковых нету. Там единственное наказание — за отсутствие результата. Там отсутствуют коллегиальные механизмы. За конкретную инициативу отвечает один человек, он и подписывает все документы. В итоге, когда один ответственный, резко возрастает качество реализованных проектов. Отсутствует вся эта чрезмерная контрольная нагрузка. А у нас госорганы и госкомпании находятся под слоем надзора: счетный комитет, прокуратура, антикор, общественная палата и так далее. На самом деле увеличение надзорной нагрузки приводит лишь к росту коллегиальных механизмов и росту коррупции, как ни странно. А в развитых странах уровень коррупции значительно ниже. Там дана максимальная свобода действий политическим госслужащим – министрам, губернаторам. Сегодня они договорились с компанией, завтра уже могут подписать контракт, и никто за это не осуждает. Допустим, во времена ковида, когда Борис Джонсон был премьером, кучу антиковидных контрактов получили некоторые его родственники и некоторые его коллеги, но никто его не критиковал за это. Смотрели просто – есть результат или нет. Нас – 20 миллионов, в Великобритании – 80, но и там на уровне элиты все друг друга знают, все друг другу друзья. То есть к любому можно докопаться, что это твой друг, ты своему другу контракт отдал. Поэтому из нашего закона о госзакупках надо убрать этот антикоррупционный нарратив в принципе. Надо дать свободу действий политическим госслужащим, при этом повысить их ответственность. Чтобы только один человек подписывал документы.

Вот с чем соглашусь, так это с тем, что какие в нашей стране карательные меры ни разрабатывай, сколько надзирающих органов ни создавай, в системе агашек – братишек они вообще никак не работают. То есть, можно написать какой-угодно закон и хоть каждую неделю его править, но наши умельцы будут делать так, как им хочется. И чем больше будет проверяющих, тем больше денег из бюджета нужно закладывать на покупку. А раз так, я горячо поддерживаю Олжаса Худайбергенова, давайте хоть на взятках проверяющим сэкономим.