Четверг, 9 мая
Меню

Сто лет ожидания

  • Майя Шуакбаева
  • 547
Сто лет ожидания
Фото Асхата Аманбекова

В Затонском микрорайоне никак не начнется строительство нового жилья вместо ветхого. Люди требуют смены застройщика, которому доверили снос аварийных деревянных бараков. Прошло уже более полгода, а кроме котлована на месте бывших двухэтажек ничего не появилось. Люди заверяют, что строительные работы не ведутся, и чиновники от акимата этого не отрицают.

Осенью прошлого года в Павлодаре разработали проект детальной планировки Затонского микрорайона. Согласно документу, здесь должны были снести двадцать ветхих домов на 179 квартир, а на их месте возвести семь многоэтажек на 723 квартиры. Первым разрушили знаменитый «Бомбей» на улице Генерала Дюсенова, 304. Как пишет на своей странице в соцсети краевед-любитель Людмила Баюшева, это был первый двухэтажный дом в городке водников, возведенный в середине двадцатого века. Но жильцы «Бомбея» считают, что их дому гораздо больше и его приблизительный год постройки 1926-й.

Если так, то бревенчатый барак из лиственницы вполне сошел бы за памятник архитектуры. Что ни говори, а он устоял после многочисленных пожаров и обрушений крыши. В аварийном статусе он простоял последние десятилетия. И его жители, как правильно выразились старожилы, словно застряли в прошлом веке – не было ни тепла, ни воды, ни канализации. Туалеты уличные на замке, да и те, как говорят местные, есть только у половины. Остальные люди справляют нужду, где придется. В однокомнатных квартирках не было батарей, только печь во всю стену, как в деревянных избах из прошлых столетий. 

Как обещала тогда представитель строительной компании ТОО «Malaisary Group» Алия Жусупова, на месте домов №304 и 306 вырастут две девятиэтажки. Жителей ветхого жилья временно переселили в арендное жилье, пообещав вручить ключи от новых квартир в чистовой отделке уже к осени 2023 года. Но, видимо, что-то пошло не так.

— Снесли в прошлом году несколько домов, и начали вот этот объект. Выкопали котлован. Но объект так и стоит. Теперь, если мы будем следующими, зачем нам такой застройщик? Поэтому мы хотим нового застройщика, поскольку мы ему не доверяем, — говорит местная жительница Алтынай Ниязова. 

В июне этого года инициативные жители микрорайона отправились в Администрацию Президента РК с письмом, в котором потребовали сменить строительную компанию.

Жизнь под риском

Впрочем, смена застройщика – не единственное требование горожан. Люди просят выделить из бюджета средства на строительство жилищного комплекса в микрорайоне, создать независимую комиссию для проведения объективного анализа ситуации и объявить режим местного ЧС. Люди резонно отмечают, что жить в таких условиях стало невозможно.

Холодной ноябрьской ночью 2021 года семья сотрудницы одной из городских школ Айнаш Архаевой проснулась от жуткого грохота – обвалилась крыша. На втором этаже аварийного барака после череды пожаров к тому моменту уже никто не жил.

— Выпрыгивали из окон, — рассказывает женщина. – Муж, дети выпрыгнули в окно, страшно было ужасно! Мы сильно испугались! Потом акимат дал нам временное жилье, однокомнатную квартиру. Первое время нам его оплачивали, а в последние полгода – перестали, арендную плату в сто тысяч мы вносим сами. Квартиры сейчас дорогие, идти некуда. Сюда возвращаться боимся, в любой момент потолок может обвалиться. А мы целыми днями на работе, дети дома одни, — сокрушается Айнаш. 

32-летний Алмаз Ибраев ходит на своих ногах только половину жизни. В 15 лет ему сделали операцию, и несмотря на тяжелый диагноз, он наконец встал на костыли. В 2021 году на свою скромную пенсию по инвалидности был вынужден купить дорогостоящий грузовой велосипед. Водопровод давно прогнил, и  жильцы остались без питьевой. Третий год воду приходится набирать в колонках, которые зимой работают не всегда:

– Зимой, бывает, три-четыре рейса делаю. Эта колонка часто замерзает. Приходится мне по району ездить, искать ту, которая работает, – не жалуется, а констатирует Алмаз.

Он отказывается от помощи посторонних, и нагружать пожилую маму доставкой воды не хочет.

– В районе этом живут многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды. А знаете, почему? Потому что у людей нет возможности приобрести другое жилье! Если бы чиновников сюда поселить, чтобы они хотя бы с годик пожили в этом гадюшнике, среди этих помоек, потаскали воду на второй этаж, уголь, дрова, золу. Посмотреть на них, какие у них будут ощущения?! – возмущается местная жительница Екатерина Полякова. И легонько подталкивает ко мне женщину с детской коляской.

Ботагоз Шакенова – многодетная мать, поначалу храбрится, а после, не сдержав слезы, обрывается на полуслове:

— Мы уже устали ходить по кабинетам чиновником. Да и толку нет. Уже никому не верим. У меня в доме зимой очень холодно, сыро. Мои дети уже все переболели двухсторонней пневмонией. Мы из больниц не вылезаем. Поэтому, как только начинаются каникулы, половину детей отправляю к бабушке и дедушке в Семей, — рассказывает женщина.

— Три пожара у нас было, после которых мы меняли мебель. Покупали ДВП, обшивали сами, а это же деньги. Подъезд весь сгорел. Своими силами ремонт сделали. Здесь у тети Маши в огне сын погиб. Остались одни пенсионеры, а куда мы пойдем? Второй этаж весь обваливается, и мы сидим как на пороховой бочке. Многие побросали квартиры, ушли, потому что шифер срывает ветром. Половины крыши нет, вода бежит, люди не могли жить, — говорит пенсионерка Галина Султанова

81-летний Марат Сулейменов – здешний старожил. С супругой они вырастили 12 детей, в живых осталось восемь. Вся семья живет в этом доме, прозванном в народе «Пятьсот веселых», только веселья и радости в нем давно нет.

— Это еще при Горбачеве нам приходила бумага: срочно дать квартиру Гуле Бектургановой! И вот, стоим в очереди. Нет, недавно предлагали квартиру однокомнатную, но там такие высокие пороги, — рассказывает Марат-ага. – У меня внучки и так мучаются здесь поднимать ее коляску, сами сделали пандус. Чиновники сказали, что дадут другое жилье, забрали ключи и – с концами. Мне самому жилья не надо! Мне бы детям. У меня их пятеро на руках от дочки осталось, им бы жилье нормальное. А бабушке сколько осталось…

Он не успевает договорить. Мужчину перебивает тяжелобольная супруга, речь которой трудно разобрать, но можно услышать главные слова:

—  Я квартиру хочу… Сколько лет мучаюсь.

Не сдержавшись, лежащая на постели женщина в слезах отворачивается к стене. 

Затонское горе

Затонский микрорайон – нелакомый кусочек для застройщиков в центре города. Городские власти долго и безуспешно искали инвесторов. Сюда нужно было тянуть коммуникации, которые никто не хотел на себя брать. Власти были вынуждены взять вопрос строительства сетей на себя. Сейчас ведется разработка проектно-сметной документации. Застройщик тоже занимается оформлением.

– У него пока отсутствуют разрешительные документы: архитектурное задание, согласование эскизного проекта, а также талон-уведомление о начале строительно-монтажных работ. После их разработки, а также получения будут начаты строительно-монтажные работы по строительству двух домов, — поясняет заведующий сектором отдела архитектуры и градостроительства города Тимур Карабаев.

Другими словами, начать строительство раньше инвестор не мог. Накануне в микрорайон, по рассказам жителей, наведался аким Павлодара Ержан Иманзаипов. А мажилисмен Нуржан Ашимбетов обратился к акиму Павлодарской области Асаину Байханову с рядом вопросов. Его интересует, принята ли в регионе программа реновации, когда планируется снос остального ветхого жилья в микрорайоне, и каким образом был определен застройщик на данном участке?