Летом точкой притяжения для павлодарцев всех возрастов становится Баянаул. Горы, озера – что еще нужно для полноценного отдыха?! Вот только далеко не всем по нраву шум и гам от толп отдыхающих да исхоженные вдоль и поперек туристические маршруты. Хочется чего-то нового, какого-то единения с природой – экотуризма, короче говоря.
Но с ним в регионе беда. Столь популярное во многих странах мира направление у нас так и остается неразвитым. Почему так происходит, своими мыслями с читателями «НЖ» поделился гражданский журналист Есен Жусупбаев из села Қаражар Баянаульского района.
«В последнее время туризм развивается такими темпами, что эти два слова, «эко» и «туризм», ну никак не сочетаются. Сугубо моё мнение: любой вид туризма — это вторжение в природу. Даже если ты пешком ходишь по лесам и горам и стараешься соблюдать все правила бережного отношения к природе, всё равно ты топчешь траву, ломаешь мелкие кустарники, веточки, наступаешь на насекомых. То есть наносишь урон экосистеме. Создаёшь, хоть и не видимые глазу, но необратимые процессы в балансе флоры и фауны. То есть туризм в принципе не может быть «эко».
Но раз уж мы живём в веке массового перемещения людей на большие расстояния в поисках новых локаций для красивых фоточек в Instagram, то, так уж и быть, поговорим об «экотуризме».
Через гору от нас находится зона отдыха – озеро Жасыбай. И это то место, которое не справляется с потоком отдыхающих, который буквально хлынул после карантина. К озерам Торайғыр и Сабындыкөл слово «эко» тоже не подходит.
Экотуризм — это вид туризма не для всех. Экотуризм — это когда двое туристов приехали в Қаражар, оставили машину в деревне, взяли всё необходимое и ушли в горы с ночёвкой. И я, как житель Баянаульского района, на все 100 процентов уверен, что после похода этих двух туристов в горах не осталось ни одного фантика, бутылки или надписи на скалах. Этих туристов я знаю давно; знаю, как они подошли к этому походу и с какой целью идут в горы.
Но, повторюсь, этот вид туризма не для всех. Не все отдыхающие захотят в жару карабкаться в гору с рюкзаком, когда с тебя пот градом и комары кусают. Большинство хотят купаться в озере, жарить шашлыки под громкую музыку и просто отрываться по полной. Так что же нам делать с «эко», где его взять? Если честно, я не нашёл решения этого вопроса.
Одно время я предлагал своим аульчанам объединиться в несколько домов и создать что-то типа услуги летнего семейного отдыха для городских в ауле с полным погружением в быт. Вы даже представить не можете, какой это кайф — идти рано утром пасти овец (жалко смайлики нельзя использовать в статьях). Или смотреть и слушать, как пробуждается аул, как с рассветом на мгновение закипает жизнь — люди доят коров, выгоняют скотину, и буквально через час всё затихает — кто-то идёт дальше высыпаться, кто-то сепарирует молоко, кто-то ставит самовар. Люблю я красиво описывать аульную жизнь.
Но вернёмся к теме. Так вот, эта идея зашла в тупик — и сразу по нескольким причинам. Во-первых, у нас не принято брать с гостей деньги. То есть осознать, что люди, которые гостят у тебя дома, не гости, а туристы, и что с них можно брать деньги за гостеприимство, это трудно.
Второе, даже если допустить мысль, что туризм и скотоводство будут приносить одинаковую прибыль, сельчанин выберет скотину. С ней проще и привычнее. Ну и, в-третьих, летом в аул тянутся уставшие от городской суеты родственники или их дети, и на платных гостей сил вообще не остаётся (тут опять должен быть смайлик или две скобочки).
И что мы имеем в итоге по экотуризму? Пока только то, что некоторые туроператоры, с которыми я лично знаком, время от времени возят в Баянаул экотуры, в которых имеются какие-то скидки или даже бесплатно возят желающих пособирать мусор в местах скопления менее ответственных отдыхающих. И имеем то, что экотуризм не привлекателен для домов отдыха или гостиниц и то, что без дотаций от государства экотуризм невыгоден никому.
Ну а если помечтать… То с помощью софинансирования из бюджета можно было бы попробовать развивать языковые туры «с погружением» в аулы, фермы. Без софинансирования аульные не возьмутся. Нужен стимул.
В рамках того же «эко» можно было бы студентов вузов химической отрасли отправлять в аулы для просвещения сельчан по сортировке и сбору пластика. Ведь в аулах любой пластик просто вывозится на свалку в степь.
А еще развивать промышленные туры. Почему бы не возить людей за деньги и показывать, как добывают уголь, руду или на заводы? Там же можно организовать питание и общение с рабочими в общих столовых. Мечтать можно долго. Но ведь и мир этот построен мечтателями. Просто его захватили бизнесмены (тут точно нужен смайлик))».