Самолет из Астаны до Антальи летит 5 часов 20 минут, а письма из Турецкой республики в прокуратуру Павлодарской области идут два года. Столько времени потребовалось надзорному органу, чтобы дождаться ответа на письма из здешней клиники и выяснить, что аппараты ИВЛ, бывшие в употреблении, в Прииртышье не поставлялись. Можно выдохнуть? Однако вопросы по ним остались.
Напомню, в июле 2020 года судьба несказанно улыбнулась прежде неизвестной компании ТОО «NESIL MEDICAL», которая в канун второй волны пандемии взяла на себя хлопоты по поставке немецких аппаратов искусственной вентиляции легких фактически во все медицинские учреждения Павлодарской области. Общей суммой свыше чем на 350 миллионов тенге.
Поставить собирались передовые в сфере медицины аппараты ИВЛ Savina 300 Select. Как пишут в презентации оборудования, одни из главных положительных характеристик этого аппарата — понятный интерфейс, независимость от системы централизованного газоснабжения и высокое качество проведения искусственной вентиляции лёгких.
Все бы ничего, но средняя стоимость такого оборудования в 2020-м году колебалась в пределах 23-26 миллиона тенге, а компания «NESIL MEDICAL» согласилась поставить в наш регион такие же аппараты ИВЛ за 17,5 млн тенге! Как такое возможно?
Как выяснилось, члены специальной комиссии рассматривали ценовые предложения десяти отечественных компаний на поставку в регион аппаратов искусственной вентиляции легких. После рекомендаций специалиста областного кардиоцентра выбор был сделан в пользу немецкого аппарата Savina 300 Select, который предлагала поставить в Павлодарскую область только компания «NESIL MEDICAL».
Подрядчик согласился снизить цену с 18 до 17,5 миллиона тенге, и стороны ударили по рукам. Таким образом члены комиссии приняли решение заключить ряд договоров с поставщиком, который, цитирую протокол, «предложил оптимальную цену и товар, соответствующий требованиям с условием доукомплектования товара».
В итоге медицинские учреждения Павлодарской области заключили сразу 14 договоров о поставке аппаратов искусственной вентиляции легких с ТОО «NESIL MEDICAL». Четырнадцать договоров, если не считать одно дополнительное соглашение на сумму в 35 миллиона тенге, заключенное между компанией и КГП на ПХВ «Первая городская больница №1» в довесок к действующему договору на поставку аппаратов ИВЛ на такую же сумму в 350 миллиона.
На портале госзакупок значилось, что подрядчик должен был поставить 21 аппарат марки Savina 300 Select в павлодарские городские больницы №3 и №1, городскую больницу г. Аксу, городскую больницу г. Экибастуза, Успенскую, Иртышскую, Железинскую, Майскую, Щербактинскую районные больницы, районную больницу Теренколь, Павлодарский областной кардиологический центр, Павлодарскую областную больницу имени Г.Султанова и областной противотуберкулезный диспансер.
Как значится на сайте немецкой компании «Dräger Safety AG&Co.KGaA» — производителя аппаратов Savina 300 Select, официальным дистрибьютором торговой марки в Казахстане с 1994 года является ТОО «Компания ECOS» (Алматы). Она осуществляет как поставку, так и сервисное обслуживание дыхательного оборудования. Буквально в то же время у официального дистрибьютора, ТОО «Компания ECOS», приобрела 23 аппарата ИВЛ группа компаний ERG в рамках благотворительной помощи. И тогда стоимость аппарата Savina 300 Select со всеми комплектующими для компании ERG (это важно, если учесть, что члены комиссии выбрали поставщиком компанию «NESIL MEDICAL» на условиях «доукопмлектования товара») составила 26 миллиона тенге. А наши, замечу, дешевле почти на девять миллионов тенге.
26 ноября 2020 года во время брифинга тогда еще акима Павлодарской области Абылкаира Скакова в республиканском СЦК я задала вопрос об этом деле. И вот что тогда ответил глава региона:
— Мы объявили конкурс на закупку аппаратов ИВЛ Savina 300. В последующем мы объявляли конкурс на приобретение новых аппаратов. Они поставили аппараты по цене за 17,5 миллиона тенге. В последующем компетентными органами было выяснено, что была информация о том, что эти аппараты- бывшие в употреблении. Поэтому у них цена ниже завода-изготовителя. Исходя из того, на сегодняшний день ведется досудебное расследование. И по итогам досудебного расследования приняты соответствующие действия, соответствующие законодательству. Но все медицинские организации ведут, кто-то начал, кто-то уже завершил работы по расторжению данных заключенных договоров и истребованию сумм аванса, которые выплачены на поставку данных аппаратов. Все медорганизации, в которые предполагалась поставка ИВЛ, будут расторгать договорные отношения, — ответил Скаков.
Руководитель управления здравоохранения Айдар Ситказинов позднее уточнил, что подрядчик поставил в больницы региона 17 аппаратов на 262 миллиона тенге. А компания получила только авансовую предоплату в размере 30% на сумму 105 миллионов тенге. И пока шло досудебное расследование, медицинские учреждения расторгали с поставщиков договоры.
С 2020 года дело о предполагаемо бывших в употреблении аппаратах ИВЛ расследовали в управлении специальных прокуроров Павлодарской области. Каждые несколько месяцев я без устали направляла запросы в надзорный орган, в котором неизменно сообщали одно и то же: «направлены письма в Германию (страна-производитель аппаратов) и Турцию (страна, в которой были приобретены аппараты). Ждем ответы».
Ответы из Турции прокуроры-таки дождались. 15 июля прошлого года (хотя еще в декабре 2022 года в личной беседе заместитель прокурора региона Талгат Алибаев заверял меня, что дело расследуется, процессуальные сроки прерваны) дело, как выяснилось, было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения.
Как сообщает заместитель прокурора Павлодарской области Марлен Сламбеков, досудебное расследование было начато на основании сведений официального представителя компании «Drager» в РК «о том, что данные аппараты изначально поставлялись производителем в больницы Турции».
А из Турции пришел ответ, что аппараты ИВЛ действительно приобретались клиникой в г. Батман «OZEL BATMAN DUNYA HASTANESI» у официального представителя компании «Drager», но по назначению не использовались. А потом эти аппараты перепродали в Казахстан. «Таким образом, — делает вывод Сламбеков, — факт приобретения аппаратов ИВЛ, бывших в употреблении, не подтвердился».
Зачем Турция, учитывая, что в 2020-м году аппараты этой марки были на вес золота, в них нуждались все без исключения страны, перепродала их в Казахстан да еще по заниженной стоимости? Открытыми также остаются вопросы, были ли выплачены компании «NESIL MEDICAL» обещанные 350 миллионов тенге и остались ли сами аппараты ИВЛ в больницах?